Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-2843/2024
УИД: 63RS0039-01-2023-002568-20
№ 2а-3544/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19.03.2024 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской В.Н., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ефремовой И.А. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 24.10.2023,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного истца ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ефремова И.А. обратилась с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара Лапушкиной Е.В. о признании незаконным бездействие выразившееся в неисполнении судебного акта.
В обоснование заявленных требований указано, что Ефремова И.А. является собственником земельное участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № и расположенных на нем объектов недвижимости (жилой дом, гараж) по адресу: <адрес>
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Ефремовой И.А. отказано в удовлетворении требований к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным Приложения, утвержденного пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.06.2018 №462.
06.04.2021 апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда отменено решение Кировского районного суда г. Самары от 03.12.2020 и принято новое решение, которым признано незаконным с момента принятия Приложение, утвержденное пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.06.2018 №462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 №435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» в части включения в границы Самарского лесопарка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>в части пересечения с границами, установленными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлено, что данное апелляционное определение является основанием для исключения из границ Самарского лесопарка вышеуказанной части земельного участка.
В целях исполнения указанного судебного акта административный истец 28.02.2022 обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара, а также Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об исключении нахождения части, принадлежащего ей земельного участка из границ Самарского лесопарка в координатах, указанных в резолютивной части апелляционного определения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара уведомил об отсутствии полномочий по исключению из границ территории с учетным номером 63:01-6.1149 координат части земельного участка с кадастровым номером №.
Из содержания ответов Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 25.03.2022 и Управления Росреестра по Самарской области от 22.03.2022 следует, что для внесения изменений в сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории на основании решения суда, необходимо графическое описание местоположения границ лесничества в электронной форме в формате XML.
Административный истец обратилась к Главе г.о. Самара с заявлением, в котором просила исполнить судебный акт, который до подачи административного искового заявления не исполнен.
Административный истец считает, что неисполнение Главой городского округа Самара вступившего в законную силу апелляционного определения нарушает ее права и законны интересы как собственника земельного участка.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просила признать незаконным бездействие Главы городского округа Самара, выразившееся в неисполнении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда в 06.04.2021 по делу № по заявлениям Ефремовой И.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Главу городского округа Самара не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу исполнить указанное апелляционное определение путем подготовки предусмотренного пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ графического описания местоположения границ лесничества в электронной форме в формате XML и его направления в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области для внесения в ЕГРН сведений об исключении из границ Самарского лесопарка части земельного участка с кадастровым номером № и в Департамент градостроительства городского округа Самара для исключения из ИСОГД городского округа Самара сведений о нахождении части земельного участка с кадастровым номером № в границах земель городского округа Самара, занятых городскими лесами.
Определением суда от 03.10.2023 занесенным в протокол судебного заседания Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары привлечен по делу в качестве административного ответчика.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 24.10.2023 в удовлетворении административных исковых требований Ефремовой И.А. отказано (л.д. 144-153).
В апелляционной жалобе Ефремова И.А. просит решение суда отменить, как незаконное, принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 165-171).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца ФИО6 в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Указала, что полагает, что апелляционное определение должен исполнить Глава г.о. Самары. За получением исполнительного документа для принудительного исполнения судебного акта административный истец не обращалась.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым относятся и дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является одним из видов судопроизводства, представляющих собой особый порядок осуществления правосудия, регламентированный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 названного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ефремова И.А. является собственником земельное участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и расположенных на нем объектов недвижимости (жилой дом, гараж) по адресу: <адрес>-А.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 03.12.2020 по делу № Ефремовой И.А. отказано в удовлетворении требований к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным Приложения, утвержденного пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.06.2018 №462.
По данному делу Департамент градостроительства г.о. Самары и администрация г.о. Самары были привлечены в качестве заинтересованных лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Кировского районного суда г. Самары от 03.12.2020 с принятием нового решения, которым признано незаконным с момента принятия Приложение, утвержденное пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.06.2018 №462 «Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 №435 «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ» в части включения в границы Самарского лесопарка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>в части пересечения с границами, установленными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №). Постановлено, что данное апелляционное определение является основанием для исключения из границ Самарского лесопарка вышеуказанной части земельного участка.
В кассационном порядке апелляционное определение не обжаловалось.
Административный истец на свое обращение в Департамент градостроительства городского округа Самара о внесении в ИСОГД городского округа Самара сведений об исключении части принадлежащего ей земельного участка из границ Самарского лесопарка, письмом от ДД.ММ.ГГГГ получил разъяснение, что сведения о границах Самарского лесничества в Департамент для внесения в установленном порядке в ИСОГД г.о. Самара не поступали, полномочия по исключению из границ территории с учетным номером <данные изъяты> координат части земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют.
На обращение Ефремовой И.А. адресованное в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и в Управление Росреестра по Самарской области о внесении изменений в запись ЕГРН об исключении части указанного земельного участка из границ Самарского лесопарка, получены ответы, из которых следует, что для внесения изменений в сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории необходимо направить в адрес Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области графическое описание местоположения границ лесничества в электронной форме в формате XML, предусмотренное пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ.
На обращение административного истца, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Рослесхоз разъяснил, что с ДД.ММ.ГГГГ установление и изменение границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Административный истец направила в адрес руководителя Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары письма, со ссылками на ответы Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.04.2022 и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 20.07.2022, с просьбой вернуться к рассмотрению ее заявления и представить необходимые документы в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в виде электронных документов в формате XML.
19.08.2022 Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары в ответ на указанное обращение направил в адрес Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области заверенную копию апелляционного определения, о чем сообщил Ефремовой И.А.
09.12.2022 административный истец обратилась к Главе г.о. Самара с заявлением, в котором просила в добровольном порядке исполнить апелляционное определение. Данное заявление направлено для рассмотрения по компетенции в Департамент городского хозяйства и экологи администрации городского округа Самара, который письмом 11.01.2023 уведомил, что сведения, необходимые для внесения изменений в границы Самарского лесничества запрошены у Департамента градостроительства городского округа Самара. После их получения они будут направлены в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра».
Разрешая административный спор и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, с учетом представленных доказательств, пояснений представителя административного истца, пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания незаконным бездействие Главы городского округа Самары и Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары в неисполнении судебного акта. Судом принято во внимание, что апелляционное определение от 06.04.2021 является основанием для исключения из границ Самарского лесопарка земельного участка в части пересечения с границами, установленными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ № в содержащихся в определении координатах, при этом каких-либо обязанностей указанным определением на Главу г.о. Самара не возложено. Более того, указанным апелляционным определением отказано в удовлетворении требований Ефремовой И.А. в части возложения обязанности совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку оспариваемое ею Приложение в части включения спорного земельного участка в границы Самарского лесопарка признается незаконным с момента его принятия и в соответствующей части применению не подлежит, в связи с чем, пришел к выводу, об отсутствии бездействия административного ответчика в неисполнении судебного акта.
Вместе с тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, что граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке главы 22 КАС РФ с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) в том числе органов местного самоуправления, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 КАС РФ).
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В частности, бездействием признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Выбор способа защиты своих прав и законных интересов осуществляется по усмотрению лица, обращающегося в суд. Вместе с тем, восстановление нарушенного права и законных интересов должно быть непосредственным следствием реализации этого способа.
В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Как указывалось выше административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействие Главы г.о. Самары выразившееся в неисполнении судебного акта. Оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имелось.
При этом стороной административного дела №, по которому вынесено указанное выше апелляционное определение Глава г.о. Самары, а также Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самары не являлись. Департамент градостроительства г.о. Самары и администрация г.о. Самары привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. На указанных лиц судебным актом не возлагалась какая-либо обязанность по его исполнению.
Правопреемство в соответствии со статьей 44 КАС РФ, статьей 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в отношении административных ответчиков также не устанавливалось.
В статье 16 КАС РФ закреплено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1).
Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных данным кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами (часть 2).
Решение суда по требованиям, заявленным в установленном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ порядке о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ или частью 7 статьи 201 АПК РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий (абзац четвертый пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Приведенные положения КАС РФ с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации презюмируют незаконность неисполнения решения суда, которая не должна подтверждаться в порядке административного судопроизводства отдельным судебным актом по признанию незаконным бездействие административных ответчиков по неисполнению судебного решения.
Вопросы исполнения судебных решений регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который закрепляет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов (статья 1), возлагая на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном указанным федеральным законом (статья 5).
В данном случае Ефремовой И.А. не реализовано право на исполнение судебного акта по административному делу 2а-4879/2020, с заявлением о выдаче исполнительного листа не обращалась. Также не обращалась с заявлением о замене стороны исполнительного производства, либо о разъяснении порядка исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку закон не позволяет стороне по рассмотренному делу оспаривать бездействие по неисполнению судебного решения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 и части 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в судебном порядке.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по заявленным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24.10.2023 отменить. Производство по административному делу по административному исковому заявлению Ефремовой И.А. к Главе г.о. Самара Лапушкиной Е.В., Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействие - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.04.2024.
Председательствующий:
Судьи: