РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года жалобу Черепановой О.Б на постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 25 марта 2021 года № 5-493/2021, вынесенное в отношении Черепановой Ольги Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи директор представительства по сбыту акционерного общества «Региональный информационный центр» Черепанова О.Б. признана виновной в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе Черепанова О.Б. просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Черепанову О.Б., ее защитника Казанцева К.В., поддержавших доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления судьи районного суда в связи со следующим.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
В силу п. п. 4.4, 6.2 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных). Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Кроме того, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 октября 2020 года изданы рекомендации № 02/21655-2020-32 об обеззараживании воздуха путем использования бактерицидных облучателей в помещениях направленных на противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в помещениях большой площади, включая торговые залы и иные помещения торговых объектов, спортивных сооружений и других зданий общественного назначения. Использование приборов должно осуществляться в строгом соответствии с Инструкцией к ним.
Как усматривается из материалов дела, вышеназванные требования Черепановой О.Б. не выполнены.
Так на основании приказа заместителя Главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянскому району от 20 ноября 2020 года <№> о проведении эпидемиологического расследования в отношении АО «Региональный информационный центр» специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе от 02 декабря 2020 года на основании акта обследования от 26 ноября 2020 года в отношении АО «Региональный информационный центр», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, д. 14, корп. 5, установлено, что должностным лицом Черепановой О.Б. в центре обслуживания клиентов АО «Региональный информационный центр», расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Красная, 20, нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в отсутствии инструкции по приготовлению и применению рабочих растворов дезинфицирующих средств для обработки поверхностей мебели, отсутствии журнала учета времени работы ультрафиолетовых облучателей, не соответствии приготовленного дезинфицирующего раствора с использованием средства «Алмадез-Хлор» санитарным требованиям по показателю – массовая доля активного хлора – 0,0203%, при норме 0,013-0,017%.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, паспортом обеззараживателя воздуха РОБ-1х30 (л.д. 11-14), инструкцией <№> (л.д. 15-26), актом эпидемиологического расследования (л.д. 37-42), приказом о переводе работника на другую работу (л.д. 46), предписанием от 02 декабря 2020 года (л.д. 51-52), актом обследования (л.д. 77-78), экспертным заключением (л.д. 79), протоколом лабораторных испытаний (л.д. 80), протоколом отбора дезинфицирующих средств, раствора (л.д. 81), уставом АО «региональный информационный центр» (л.д. 83-95), листом изменений к Уставу (л.д. 96), Свидетельством о постановке на учет (л.д. 97), листом записки ЕГРЮЛ (л.д. 98-101), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 102-110), предписанием о проведении экспертизы (л.д. 116-117), приказом о проведении эпидемиологического расследования (л.д. 118-119), должностной инструкцией (л.д. 127-141).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Черепановой О.Б. протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 5-6).
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья с учетом положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к обоснованному выводу о виновности Черепановой О.Б. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а ее действиям дана верная юридическая оценка по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание Черепановой О.Б. назначено с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и степени общественной опасности совершенного деяния и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным содеянному.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При этом немотивированные случаи отмены по малозначительности постановлений, вынесенных за нарушение требований закона, направленного на обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, неизбежно ведут к формированию у ответственных субъектов, халатного отношения к исполнению своих обязанностей.
Необоснованное применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основополагающей из которых является обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Иные доводы жалобы аналогичны позиции заявителя, изложенной в жалобе, поданной в районный суд, они являлись предметом исследования судьи, о чем полно и мотивированно изложено в состоявшемся по делу постановлении. Оснований не согласиться с правильными выводами, не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.
Оснований для отмены постановления судьи по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил от 25 марта 2021 года № 5-493/2021, вынесенное в отношении должностного лица Черепановой Ольги Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Черепановой О.Б. – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова