Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 13-758/2022 от 01.08.2022

Дело № 2-1449/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2022 года г. Архангельск

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Брежневой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Белко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Архангельск» об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-1449/2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Архангельск» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «РН-Морской терминал Архангельск» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск сроком на 1 год. В обоснование заявления указало, что решением Приморского районного суда Архангельской области от 30.11.2020 действия Общества, осуществляющего хозяйственную деятельность в границах морского порта Архангельск по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах признаны незаконными и нарушающими требования ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ввиду отсутствия утвержденного в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск. На Общество возложена обязанность в течение 1 (одного) года 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск. Однако Обществу не представляется возможным надлежащим образом и в срок, указанный в решении от 30.11.2020 по делу № 2-1449/2020, исполнить обязанность по утверждению Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск, в соответствии со следующим. В соответствии с требованием Закона № 155-ФЗ (п.2 ст.16.1), Общество осуществляет во внутренних морских водах операции с нефтепродуктами с использованием технологических трубопроводов от береговых резервуаров до стендеров причалов для последующей отгрузки нефтепродуктов через стендеры на морские танкеры и ведет деятельность по перевалке нефтепродуктов. Одним из условий осуществления указанного лицензируемого вида деятельности является наличие действующего плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН). Помимо этого, согласно п.1 ст.16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном указанным Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. Таким образом, наличие утвержденного плана ЛРН является обязательным условием ведения Обществом своей уставной деятельности, поскольку Общество    осуществляет операции с нефтепродуктами с использованием технологических трубопроводов от береговых резервуаров до стендеров причалов Общества для последующей отгрузки нефтепродуктов через стендеры на морские танкеры и    осуществляет во внутренних морских водах деятельность по перевалке нефтепродуктов. Согласно пп.7 п.1 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, помимо прочего, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». К таким объектам отнесен и план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 Закона № 155-ФЗ (п.4 ст.34 Закона № 155-ФЗ). Так, согласно п.2 ст.16.1 Закона № 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством РФ, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом РФ, Правительством РФ. Таким образом, план ЛРН утверждается эксплуатирующей организацией при одновременном соблюдении следующих условий:    план ЛРН получил положительное заключение государственной экологической экспертизы;     наличие

заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаваемого в установленном порядке; направление эксплуатирующей организацией уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти в уполномоченные органы в установленном порядке. В 2021 году в связи с окончанием срока действия текущего плана ЛРН Обществом завершена подготовка нового плана ЛРН, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.12.2021 № 564-0 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы». 19.04.2022 Общество направило в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот, Агентство) уведомление №ИСХ-01-421 о проведении комплексного учения по подтверждению готовности ООО «РН- Морской терминал Архангельск» к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ООО «Морской терминал Архангельск» на акватории во внутренних морских водах. В ответ на указанный запрос Общество получило от Агентства отказ в проведении комплексного учения в связи с отсутствием оснований для этого. Правовым обоснованием для данного решения Агентства послужил пункт 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Обществу также было предложено провести тренировочные учения, правила которых установлены Порядком проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов- бункеровщиков), утвержденным Приказом Минтранса России от 27.11.2020 № 522. Общество не согласно с решением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности ООО «PH-Морской терминал Архангельск» к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, считает, что оно противоречит положениям (требованиям) Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (п.2 ст.16.1), Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2366 (п.7), нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и создает для Общества препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку наличие утвержденного в установленном порядке плана ЛРН является одним из необходимых условий осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности. В связи с вышеизложенным, Общество намерено обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов к Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот). Таким образом, в связи с обращением Общества в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росморречфлота № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов к Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот), а также в связи с началом навигации в мае 2023 года, Обществу не представляется возможным и в надлежащий срок, указанный в решении Приморского районного суда Архангельской области, исполнить судебное решение.

    На основании абз. 2 ч. 1 ст. 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заявление рассмотрено в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заявителя Петухова Ю.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что затребованный срок отсрочки связан также с обращением в арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росморречфлота от 18 мая 2022 года об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности ООО «РН-Морской терминал Архангельск» к действиям по ликвидации и локализации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов. ООО «РН-Морской терминал Архангельск» полагает, что данное решение вынесено необоснованно, считает, что оно противоречит положениям Федерального закона от 31 июля 1998 года №153-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Определением арбитражного суда г.Москвы поданное заявление оставлено без движения в срок до 20 сентября 2022 года.

Заместитель Архангельского транспортного прокурора в судебное заседание не явился. И.о. транспортного прокурора направил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявления. Указал, что с момента вступления решения суда в законную силу прошло достаточно времени для устранения выявленных нарушений. Нарушение сроков разумности исполнения решения суда не способствует достижению поставленной в исковом заявлении цели. Длительное непринятие ООО «РН-Морской терминал Архангельск» мер по разработке и утверждению в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую обстановку.

По определению суда заявление рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 30.11.2020 удовлетворены исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «РН-Морской терминал Архангельск» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск. Суд признал действия ООО «РН-Морской терминал Архангельск», осуществляющего хозяйственную деятельность в границах морского порта Архангельск по перевалке нефтепродуктов во внутренних морских водах незаконными и нарушающими требования ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ввиду отсутствия утвержденного в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск. Возложил на ООО «РН-Морской терминал Архангельск» обязанность в течение 1 (одного) года 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск.

Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 12.01.2021.

До настоящего времени решение суда не исполнено, сторонами не оспаривается.

Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Как следует из п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 36 данного Федерального закона, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно, федеральным законом или исполнительным документом.

В силу ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».

Как указано в определении Конституционного Суда РФ № 104-О от 18.04.2006, несмотря на то, что отсрочка или рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

Вступившие в законную силу судебные акты, согласно частям 1 и 2 ст. 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 6.1 ГПК РФ, введенная Федеральным законом от 30.04.2010 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», устанавливает, что судопроизводство и срок исполнения судебного постановления осуществляется в разумные сроки. Разумный срок судебного разбирательства включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

Согласно п. 5 ст. 6.1 ГПК РФ правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

Из представленных суду документов следует, что с момента принятия судебного решения ответчиком предпринимались меры для исполнения судебного акта.

Так, в 2021 году Обществом завершена подготовка нового Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Приказом №564-О Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.12.2021 № 564-0 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы документации «План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ООО «РН-Морской терминал Архангельск». Результат проведенной экспертизы – положительное заключение.

ДД.ММ.ГГГГ Общество направило заявление в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) на проведение комплексных учений по подтверждению готовности ООО «РН-Морской терминал Архангельск» к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разливов нефти и нефтепродуктов перед утверждением «Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ООО «Морской терминал Архангельск» на акватории во внутренних морских водах».

В ответ на заявление Общество получило отказ в проведении комплексного учения в связи с отсутствием оснований для этого (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось к Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с просьбой дать разъяснение, подлежит ли государственной экологической экспертизе План ЛРН ООО «РН-Морской терминал Архангельск».

Согласно ответу на указанное обращение, план предупреждения и ликвидации разливов нефти ООО «РН-Морской терминал Архангельск» подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня согласно требованиям п. 7 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

Не согласившись с решением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности ООО «РН-Морской терминал Архангельск» к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разливов нефти и нефтепродуктов, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ответчика полного бездействия по исполнению судебного решения.

Анализируя положения закона, оценивая все доказательства по делу в совокупности, учитывая, что меры направленные на исполнение решения суда ответчиком предпринимаются, ответчик приступил к исполнению решения, однако утверждение в установленном законом порядке Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск в настоящее время объективно и юридически не возможно, в связи с обращением Общества в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росморречфлота № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, суд приходит к выводу о возможности предоставления отсрочки исполнения судебного решения до 12 августа 2023 года.

Руководствуясь статьями 203, 224-225, 434 ГПК РФ, суд

определил:

заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Архангельск» об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-1449/2020 – удовлетворить.

Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Архангельск» отсрочку исполнения решения Приморского районного суда Архангельской области от 30 ноября 2020 года по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Морской терминал Архангельск» о признании действий незаконными, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Архангельск на срок до 12 августа 2023 года.

На определение в течение пятнадцати дней может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                          Е.С. Брежнева

13-758/2022

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
ООО "РН-Морской терминал Архангельск"
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Брежнева Елена Сергеевна
Дело на странице суда
primsud--arh.sudrf.ru
01.08.2022Материалы переданы в производство судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Материал оформлен
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее