Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-217/2024 (2-7539/2023;) ~ М-4968/2023 от 15.05.2023

УИД 11RS0001-01-2023-006441-57

Дело № 2-217/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года                            г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием представителя истца Терехова А.А.,

представителей ответчика Громовой Л.Н., Коробовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махнача Александра Владимировича к ТУ Росимущества в Республике Коми, Российской Федерации в лице Росимущества о признании действий незаконными, обязании перечислить денежные средства, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Махнач А.В. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Республике Коми (с учётом изменения исковых требований) о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Республике Коми, связанных с неисполнением приговоров Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... и от ** ** ** по уголовному делу №... в части обращения стоимости конфискованного имущества в счёт возмещения причинённого преступлениями ущерба; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 44 086 рублей; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по ... УФССП России по ... в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 171 000 рублей; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

Также истцом заявлено о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5351 рубль, расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.

Российская Федерация в лице Росимущества (с учетом определения об исправлении описки от 03.11.2023) привлечена к участию в деле в качестве соответчика по требованию о возмещении вреда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минприроды Республики Коми, администрация ГП «Емва», УФССП России по Республике Коми.

В судебном заседании представитель Махнача А.В. на иске настаивал.

Представители ТУ Росимущества в Республике Коми иск не признали.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Представитель Минприроды Республики Коми в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Представитель УФССП России по Республике Коми в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, позицию по спору не высказал.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что вступившим в законную силу приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... постановлено, в том числе:

...

...

...

...

Указанный ... и ... на время рассмотрения уголовного дела были оставлены на ответственное хранение Махначу А.В. Подлежащие конфискации бензопилы на время рассмотрения уголовного дела находились на хранении в комнате хранения вещественных доказательств ОМВД России по Княжпогостскому району.

Письмами от ** ** ** Княжпогостский районный суд Республики Коми направил в Отдел (ныне – Отделение) судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми для исполнения исполнительный лист о взыскании с Махнача А.В. в пользу ... денежных средств в размере 463 542 рубля в счёт возмещения ущерба, причинённого преступлением, а также исполнительный лист о конфискации вещественных доказательств.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** в отношении Махнача А.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП на предмет взыскания в пользу ... денежных средств в размере 463 542 рубля в счёт возмещения ущерба, причинённого преступлением.

Также постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** в отношении Махнача А.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП на предмет конфискации имущества. В качестве взыскателя в постановлении было указано ....

В рамках исполнительного производства №...-ИП ** ** ** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановлении о наложении ареста на конфискованное имущество. ** ** ** был составлен акты о наложении ареста на конфискованное имущество в части .... ... были оставлены Махначу А.В. на ответственное хранение.

Также ** ** ** был составлен акт о наложении ареста на конфискованное имущество в части ...

** ** ** судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления о передаче обращённого собственность государства имущества на распоряжение (..., ..., ...). При этом постановление, вынесенное в отношении трактора и прицепа к трактору, содержало указание на то, что данное имущество передаётся на распоряжение в ТУ Росимущества в Республике Коми, на ТУ Росимущества в Республике Коми была возложена обязанность принять от судебного пристава-исполнителя имущество на распоряжение в течение 30 дней со дня получения постановления о передаче обращённого в собственность государства имущества на распоряжение.

Постановление от ** ** **, вынесенное в отношении двух бензопил, не содержало указания на лицо, которому данное имущество передаётся на распоряжение. Данное постановление содержало безадресное указание о возложении обязанности принять от судебного пристава-исполнителя имущество на распоряжение в течение 30 дней со дня получения постановления о передаче обращённого в собственность государства имущества на распоряжение.

Каких-либо иных обязанностей на ТУ Росимущества в Республике Коми постановлениями от ** ** ** не возлагалось.

Отдел судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми направил в адрес УФССП России по Республике Коми документы, необходимые для передачи изъятого и обращённого в собственность государства имущества на реализацию в рамках исполнительного производства №...-ИП.

** ** ** УФССП России по Республике Коми уведомило ТУ Росимущества в Республике Коми о наличии и местонахождении имущества, обращённого в собственность государства, а именно имущества, конфискованного приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... (..., ..., ...).

ТУ Росимущества в Республике Коми были выданы ИП ФИО7 поручения №... и №... на оказание услуг по получению и принятию на ответственное хранение имущества, конфискованного приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... (...).

** ** ** ... были переданы судебным приставом-исполнителем по акту приёма-передачи ИП ФИО7, действующему на основании поручения ТУ Росимущества в Республике Коми от ** ** **.

** ** ** ... и ... также были переданы по акту приёма-передачи ИП ФИО7, действующему на основании поручения ТУ Росимущества в Республике Коми от ** ** **.

ТУ Росимущества в Республике Коми было организовано проведение экспертизы имущества, обращённого в собственность государства, в виде ..., ..., ... и ... на предмет соответствия (несоответствия) имущества требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, возможности (невозможности) их использования по обычному предназначению.

Согласно экспертным заключениям ООО «...» (действующего на основании договора с Общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» от ** ** **) от ** ** **, имущество в виде ... и ... не соответствует требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, установленным законодательством и нормативными правовыми актами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и о техническом регулировании. ... не подлежит реализации по прямому назначению, рекомендована реализация как «годные остатки» на запчасти целиком. ... утратил свои потребительские свойства и подлежит переработке путём приведения имущества во вторичное сырьё.

В отношении ... экспертной организацией указано, что данное имущество соответствует требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, установленным законодательством и нормативными правовыми актами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и о техническом регулировании и подлежит реализации по прямому назначению.

** ** ** на заседании комиссии, уполномоченной принимать решения о направлении имущества, обращённого в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, созданной приказом ТУ Росимущества в Республике Коми от ** ** ** №..., на основании экспертных заключений от ** ** ** были приняты решения о реализации ... в качестве годных остатков, о реализации ... по прямому назначению, о переработке (утилизации) ..., с привлечением специализированной организации, путём приведения имущества во вторичное сырьё. Также комиссией было принято решение о необходимости проведения оценки указанного имущества в целях проведения мероприятий по принятым в отношении имущества комиссией решениям.

В целях принятия решения по дальнейшему использованию ... ТУ Росимущества в Республике Коми поручило ООО ...» (на основании заключённого между ними государственного контракта) осуществить экспертизу, по результатам которой (заключение от ** ** **) указанное имущество не подлежит использованию по прямому назначению, не соответствует требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, установленным законодательством и нормативными правовыми актами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и о техническом регулировании, утратило свои потребительские свойства и подлежит переработке путём приведения имущества во вторичное сырьё.

** ** ** на заседании комиссии, уполномоченной принимать решения о направлении имущества, обращённого в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, на основании экспертного заключения ООО ...» от ** ** ** были приняты, в том числе, решения о переработке (утилизации) ... с привлечением специализированной организации, путём приведения имущества во вторичное сырьё, а также о проведении оценки указанного имущества.

Согласно отчёту об оценке, составленному ** ** ** ИП ФИО8, рыночная стоимость ... в целях реализации как годные остатки составила 27 368 рублей 55 коп. (с учётом НДС в размере 4561 рубль 43 коп.), рыночная стоимость ... в целях переработки составила 15 045 рублей (с учётом НДС в размере 2507 рублей 50 коп.).

Согласно отчёту об оценке, составленному ** ** ** ИП ФИО9, рыночная стоимость ... в качестве вторичного сырья после переработки составила 320 рублей (с учётом НДС), ... – 272 рубля (с учётом НДС).

... был реализован в качестве «годных остатков» отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в сборном виде). Цена продажи указанного имущества определялась по итогам проведённого аукционная по реализации имущества, обращённого в собственность государства. Цена продажи составила 16 968 рублей 49 рублей (с учётом НДС). Полученные от реализации указанного имущества денежные средства были перечислены в доход федерального бюджета Российской Федерации.

..., ... были переработаны путём утилизации. Денежные средства 12 537 рублей 50 коп. (стоимость ... без учёта НДС), полученные в качестве компенсации стоимости ... как вторичного сырья, были перечислены в доход федерального бюджета Российской Федерации ** ** **.

Платёжным поручением от ** ** ** в доход федерального бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости ... как вторичного сырья.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** исполнительное производство №...-ИП (на предмет конфискации имущества) было окончено в связи с исполнением в полном объёме требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вступившим в законную силу приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... постановлено, в том числе:

...

...

...

...

Подлежащие конфискации ... на время рассмотрения уголовного дела находились на хранении в Княжпогостском районном суде Республики Коми.

Письмами от ** ** ** Княжпогостский районный суд Республики Коми направил в Отделение судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми для исполнения исполнительный лист о взыскании с Махнача А.В. в пользу администрации ГП «...» денежных средств в размере 55 901 рубля в счёт возмещения ущерба, причинённого преступлением, а также исполнительный лист о конфискации вещественных доказательств.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** в отношении Махнача А.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП на предмет взыскания в пользу администрации ГП «...» денежных средств в размере 55 901 рубля в счёт возмещения ущерба, причинённого преступлением.

Также постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** в отношении Махнача А.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП на предмет конфискации имущества. В качестве взыскателя в постановлении было указано МВД по Республике Коми.

В рамках исполнительного производства №...-ИП ** ** ** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановлении о наложении ареста на конфискованное имущество. ** ** ** был составлен акты о наложении ареста на конфискованное имущество (две бензопилы).

** ** ** судебным приставом-исполнителем были вынесены постановление о передаче обращённого собственность государства имущества на распоряжение (...). При этом постановление содержало указание на то, что данное имущество передаётся на распоряжение в ТУ Росимущества в Республике Коми, на ТУ Росимущества в Республике Коми была возложена обязанность принять от судебного пристава-исполнителя имущество на распоряжение в течение 30 дней со дня получения постановления о передаче обращённого в собственность государства имущества на распоряжение.

Каких-либо иных обязанностей на ТУ Росимущества в Республике Коми указанным постановлением не возлагалось.

** ** ** Отдел судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми направил в адрес УФССП России по Республике Коми документы, необходимые для передачи изъятого и обращённого в собственность государства имущества на реализацию в рамках исполнительного производства №...-ИП.

** ** ** УФССП России по Республике Коми уведомило ТУ Росимущества в Республике Коми о наличии и местонахождении имущества, обращённого в собственность государства, а именно имущества, конфискованного приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... (...).

ТУ Росимущества в Республике Коми было выдано ИП ФИО7 поручение №... на оказание услуг по получению и принятию на ответственное хранение имущества, конфискованного приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... (...).

** ** ** ... были переданы судебным приставом-исполнителем по акту приёма-передачи ИП ФИО7, действующему на основании поручения ТУ Росимущества в ....

ТУ Росимущества в Республике Коми поручило Региональной общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» (на основании заключённого между ними государственного контракта) осуществить экспертизу имущества, обращённого в собственность государства, в виде ... на предмет соответствия (несоответствия) имущества требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, возможности (невозможности) их использования по обычному предназначению.

Согласно экспертному заключению Региональной общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» от ** ** **, имущество в виде ...» соответствует требованиям о безопасности для жизни и здоровья человека, установленным законодательством и нормативными правовыми актами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды и о техническом регулировании, подлежит реализации по прямому назначению.

** ** ** на заседании комиссии, уполномоченной принимать решения о направлении имущества, обращённого в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, на основании экспертного заключения Региональной общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» от ** ** ** были приняты решения о реализации ... по прямому назначению. Также комиссией было принято решение о необходимости проведения оценки указанного имущества в целях проведения мероприятий по принятым в отношении имущества комиссией решениям.

Согласно отчёту об оценке, составленному ** ** ** ИП ФИО9, рыночная стоимость ... в качестве вторичного сырья после переработки составила 287 рублей (с учётом НДС), ... – 355 рублей (с учётом НДС).

... были переработаны путём утилизации. Платёжным поручением от ** ** ** в доход федерального бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости указанных бензопил как вторичного сырья.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми от ** ** ** исполнительное производство №...-ИП (на предмет конфискации имущества) было окончено в связи с исполнением в полном объёме требований, содержащихся в исполнительном документе.

Исполнительные производства на предмет взыскания с Махнача А.В. денежных средств в счёт возмещения причинённого преступления ущерба в пользу ... и в пользу администрации ГП «...» к настоящему времени не окончены, находятся на исполнении в Отделении судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми. В настоящее время указанным исполнительным производствам присвоены номера №...-ИП и №...-ИП, соответственно.

Задолженность по исполнительному производству №...-ИП (в пользу ...) перед взыскателем по состоянию на ** ** ** составляла 70 691 рубль 11 коп.

Задолженность по исполнительному производству №...-ИП (в пользу администрации ГП «...») перед взыскателем по состоянию на ** ** ** составляла 24 631 рубль 67 коп.

В ходе указанных исполнительных производств денежных средств, составляющих стоимость конфискованного у Манхнача А.В. имущества (вырученных от реализации или от утилизации имущества), в счёт погашения задолженностей не поступало.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ) В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, конфискация (ст. 243).

В силу п. 1 ст. 243 указанного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

Согласно ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества. Пунктом «г» указанной нормы к имуществу, подлежащему конфискации отнесены орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

Спорное имущество было конфисковано у истца вступившими в законную силу приговорами суда в качестве средств совершения преступлений.

Безвозмездность конфискации такого имущества предполагает отсутствия у истца права требовать какого-либо возмещения в счёт стоимости конфискованного имущества.

При постановлении приговоров от ** ** ** и от ** ** ** в отношении Махнача А.В. Княжпогостский районный суд Республики Коми указал, что спорное имущество подлежит конфискации с обращением стоимости спорного имущества в счёт возмещения ущерба, причинённого преступлениями.

При этом суд исходил из положений ст. 104.3 Уголовного кодекса РФ, согласно которым при решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со статьями 104.1 и 104.2 указанного Кодекса в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в частях 1 и 2 ст. 104.1 данного Кодекса, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Как следует из содержания ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ, под законным владельцем в данном случае понимается законный владелец денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений.

Частью 1 ст. 392 Уголовно-процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 393 указанного Кодекса обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Для исполнения приговора, определения, постановления суда в части имущественных взысканий вместе с копиями приговора, определения, постановления суда в органы принудительного исполнения Российской Федерации направляется исполнительный лист.

Согласно Положению о Росимуществе, утверждённому постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Росимущество является является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 5.5 указанного Положения Росимущество организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

В силу п. 5.31 указанного Положения Росимущество обеспечивает поступления в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению, утверждённому Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 (действовавшему в спорный период), ТУ Росимущества в Республике Коми осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с указанным Положением ТУ Росимущества в Республике Коми осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

ТУ Росимущества в Республике Коми осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном указанным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.

В силу раздела 4 Положения ТУ Росимущества в Республике Коми самостоятельно осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией);

- принимает меры для обеспечения поступления в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее – имущество, обращенное в собственность государства), определяется Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (далее – Положение о распоряжении), утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238.

В силу п. 3 Положения о распоряжении имущество, обращенное в собственность государства (кроме предусмотренных указанным пунктом исключений, не относящихся к спорному имуществу), для распоряжения в порядке, установленном указанным Положением, подлежит передаче Росимуществу, его территориальным органам (далее – Росимущество) имущество, обращенное в собственность государства,

Согласно п. 4 Положения о распоряжении Росимущество для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными п. 11 указанного Положения.

В соответствии с п. 5 Положения о распоряжении для передачи имущества, обращенного в собственность государства, судебный пристав-исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения имущества, обращенного в собственность государства, направляет в Росимущество уведомление с приложением оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий документов), устанавливающих возникновение права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество, обращенное в собственность государства, либо подтверждающих такое право (при их наличии).

Пунктом 6 Положения о распоряжении предусмотрено, что передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется на основании акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, подписанного уполномоченным лицом уполномоченного органа либо судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Росимущества.

В силу пунктов 7 и 8 Положения о распоряжении Росимущество принимает имущество, обращенное в собственность государства, в фактическом количестве (объеме). Росимущество осуществляет прием имущества, обращенного в собственность государства, в срок не более 30 рабочих дней со дня поступления уведомления.

Согласно п. 11 Положения о распоряжении (в редакции, действовавшей дол 13.06.2023) имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.

В соответствии с п. 12 Положения о распоряжении решение о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, оформленное протоколом, принимается комиссией Росимущества (его территориальных органов) по принятию решения о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию (далее – комиссия).

Пунктом 13 Положения о распоряжении предусмотрено, что реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее – годные остатки).

В силу п. 15 Положения о распоряжении при направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости. Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Росимущества в органах Федерального казначейства. Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Росимуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Положения о распоряжении в случае если из правоустанавливающих документов следует, что указанное в п. 17 данного Положения имущество (включая транспортные средства, черные и цветные металлы, а также продукты их переработки (в том числе лом), строительные материалы, техника и оборудование, промышленное и технологическое оборудование), обращенное в собственность государства, ранее было в употреблении, Росимущество организует проведение экспертизы в целях подтверждения его безопасности для жизни и здоровья человека и возможности использования по прямому назначению (далее – экспертиза безопасности).

При признании имущества, обращенного в собственность государства, безопасным для жизни и здоровья человека и возможности его использования по прямому назначению Росимущество организует оценку его рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации (с последующим соответствующим отражением (корректировкой) учетной стоимости имущества).

Пунктом 19 Положения о распоряжении предусмотрено, что в случае если в соответствии с заключением экспертизы безопасности имущество, обращенное в собственность государства, признано непригодным для использования по прямому назначению либо в соответствии с заключением экспертизы соответствия указанное имущество не соответствует требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, такое имущество может решением комиссии направляться на реализацию в качестве годных остатков. В данном случае Росимущество организует оценку рыночной стоимости годных остатков в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации (с последующим соответствующим отражением (корректировкой) учетной стоимости имущества).

Суду не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения ТУ Росимущества в Республике Коми или его должностными лицами возложенных на них законодательством обязанностей при обращении в собственность Российской Федерации конфискованного имущества, относящегося к предмету спора, и при распоряжении таким имуществом.

Росимущество или его территориальные органы не являются лицами, на которых возлагается исполнение приговоров суда в части конфискации имущества осуждённых.

Принудительное исполнение приговоров суда, в том числе в части конфискации имущества осуждённого, в силу ст. 6.5 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» возложено на ФССП России и его территориальные органы.

В силу ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 указанного Закона конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что передача конфискованного имущества государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией производится по акту приема-передачи после снятия наложенного судебным приставом-исполнителем ареста на указанное имущество и без снятия ареста, наложенного иными органами.

При этом согласно ч. 3 указанной статьи государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником.

На ТУ Росимущества в Республике Коми ни законом, но приговором суда, ни требованием судебного пристава-исполнителя не возлагалась обязанность по направлению денежных средств, вырученных при распоряжении относящимся к предмету спора конфискованным имуществом, в счёт погашения задолженности Махнача А.В. перед ... и администрацией ГП «...».

Истец, в качестве осуждённого, а также потерпевшие по уголовным делам, а равно судебные приставы-исполнители в суд, постановивший приговоры, за разъяснением сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговоров в части порядка конфискации спорного имущества и порядка распоряжении денежными средствами, вырученными вырученных при распоряжении относящимся к предмету спора конфискованным имуществом, не обращались.

При этом положения ст. 104.3 Уголовного кодекса РФ и постановленные в отношения Махнача А.В. приговоры в части обращения стоимости конфискованного имущества в счёт возмещения ущерба, причинённого совершёнными Махначом А.В. преступлениями, направлены на восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевших, а не истца как лица, совершившего преступления.

Учитывая безвозмездный характер конфискации получение федеральным бюджетом денежных средств, вырученных при распоряжении относящимся к предмету спора конфискованным имуществом, не порождает у кого-либо из ответчиков неосновательного обогащения за счёт истца.

Взыскателями по исполнительным производствам о возмещении причинённого преступлениями ущерба каких-либо требований к ответчикам по предмету спора не заявлено.

При таких обстоятельствах судом не усматривается законных оснований для удовлетворении исковых требований Махнача А.В. о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Республике Коми, связанных с неисполнением приговоров Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... и от ** ** ** по уголовному делу №... в части обращения стоимости конфискованного имущества в счёт возмещения причинённого преступлениями ущерба; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 44 086 рублей; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 171 000 рублей.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является компенсация морального вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Статьей 1069 указанного Кодекса предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, возмещение морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, производится только в случаях, предусмотренных законом.

Бремя доказывания обстоятельств причинения истцу физических и/или нравственных страданий в результате действий или бездействия соответствующих органов власти и/или их должностных лиц лежит на стороне истца.

Судом в порядке подготовки дела к рассмотрению и в ходе рассмотрения дела было предложено стороне истцу представить доказательства того, что им были испытаны физические и/или нравственные страдания в результате действий (бездействия) ответчиков (их должностных лиц), доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и причинёнными физическими и нравственными страданиями истца

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств причинения истцу физических и/или нравственных страданий в результате действий (бездействия) ответчиков (их должностных лиц) материалы дела не содержат.

Доказательств нарушения действиями (бездействием) кого-либо из ответчиков (их должностных лиц) личных неимущественных прав истца либо посягательства на принадлежащие ему другие нематериальные блага не представлено. Причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков (их должностных лиц) и нарушениями личных неимущественных прав истца не установлено.

С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что заявленные истцом исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, основаны на обстоятельствах, затрагивающих его имущественные права, суд полагает требования истца о взыскании компенсации морального вреда не основанными на положениях статей 1099 и 151 Гражданского кодекса РФ (случай не предусмотренный законом), и приходит к выводу об отказе в их удовлетворении.

Кроме того, ТУ Росимущества в Республике Коми является ненадлежащим ответчиком по делу в части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда с учётом положения статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части к указанному ответчику.

С учётом отказа в удовлетворении исковых требований, не имеется оснований для возмещения ответчику судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5351 рубль и расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Махнача Александра Владимировича (...) к ТУ Росимущества в Республике Коми (...), Российской Федерации в лице Росимущества (ИНН ...) о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Республике Коми, связанных с неисполнением приговоров Княжпогостского районного суда Республики Коми от ** ** ** по уголовному делу №... и от ** ** ** по уголовному делу №... в части обращения стоимости конфискованного имущества в счёт возмещения причинённого преступлениями ущерба; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 44 086 рублей; обязании ТУ Росимущества в Республике Коми перечислить на депозитный счёт Отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП России по Республике Коми в счёт возмещения причинённого преступлением ущерба в рамках исполнительного производства №...-ИП денежные средства в размере 171 000 рублей; взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, а также требований о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5351 рубль, расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                 Д.А. Паншин

Мотивированное решение составлено – 28.02.2024.

2-217/2024 (2-7539/2023;) ~ М-4968/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Махнач Александр Владимирович
Ответчики
Росимущество
Территориальное управление Росимущества в Республике Коми
Другие
Администрация ГП «Емва»
УФССП России по Республике Коми
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Терехов Александр Александрович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее