Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1049/2023 ~ М-601/2023 от 07.06.2023

51RS0020-01-2023-000692-68                    Дело № 2-1049/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гаджиево                             20 июля 2023 года.

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего: судьи Птицы Б.Б.

при помощнике судьи: Фроловой В.В.

с участием

истицы: Туголбаевой Н.А.

представителя истца Барановой А.В.

представителей ответчика Тарантьева Д.Б., Седракян А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туголбаевой Н. А. к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» и командиру войсковой части №... о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации за задержку выплат,

У С Т А Н О В И Л:

    Туголбаева Н.А. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» (ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС») и командиру войсковой части №... о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации за задержку выплат.

    В обоснование заявленных требований указав, что приказом командира в/ч №... от 9 октября 2014 года №..., с 10 октября 2014 года она была принята на должность стрелка команды военизированной охраны в/ч №.... На основании данного приказа, 10 октября 2014 года, с ней был заключен трудовой договор №.... Финансовой обеспечение в/ч №... осуществляет ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС».

    В период с 16 мая 2022 года по 30 июня 2022 года и в период с 28 ноября 2022 года по 4 декабря 2022 года, она находилась в очередных оплачиваемых отпусках. В связи с чем, ей были выплачены денежные средства в размере 43 147 руб. 25 коп., за период с 16 мая 2022 года по 30 июня 2022 года, и 7 129 руб. 27 коп., за период с 28 ноября 2022 года по 4 декабря 2022 года.

    Из представленных филиалом ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» расчетных листков и справок о расчете среднедневного заработка, ею был сделан вывод, что при расчете среднедневного заработка для оплаты отпуска учтены не все составляющие её заработной платы, а именно - не учтены стимулирующие выплаты (премии) выплачиваемые на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26 июля 2010 года. Таким образом, за период нахождения в отпуске с 16 мая по 30 июня 2022 года, ответчик недоначислил и не выплатил 10 732 руб. 55 коп. За период нахождения в отпуске с 28 ноября по 4 декабря 2022 года, 1 764 руб. 51 коп. В соответствии со ст. 236 ТК РФ, на момент обращения в суд, ответчик должен выплатить компенсацию, за период с 16 мая по 30 июня 2022 года, в размере 2 217 руб. 35 коп., за период с 28 ноября по 4 декабря 2022 года, в размере 160 руб. 57 коп. Просит суд, взыскать с ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» недоначисленную и невыплаченную заработную плату, в размере 12 497 руб. 06 коп. Взыскать с ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» денежную компенсацию за задержку положенных выплат. Обязать ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» в дальнейшем производить расчет среднего заработка для оплаты отпуска с учетом всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, применяемых у работодателя.

    В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали и просили суд об удовлетворении указанных требований в полном объеме.

    Представитель ответчика в/ч №... с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что расчет произведен в соответствии с действующим законодательством. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

    Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что премия по приказу МО РФ от 26 июля 2010 года №1010 не входит в систему оплаты труда и не является гарантированной выплатой. Требования, заявленные истицей, основаны на неверной трактовке действующего законодательства. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

    Заслушав истицу, представителя истицы, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

    В судебном заседании установлено, что 9 октября 2014 года, приказом командира в/ч №..., Туголбаева Н.А., с 10 октября 2014 года, принята на должность стрелка команды военизированной охраны в/ч №.... ( т. 1 л.д. 14). В связи с чем, 10 октября 2014 года, с ней был заключен трудовой договор №.... ( т. 1 л.д. 15-20).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статья 2 ТК РФ, к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 ТК РФ).

В силу требований ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 1 статьи 56 ТК РФ, определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

    Абзацем пятым части 2 статьи 57 ТК РФ, к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 ТК РФ).    

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В силу ч. 3 ст. 43 ТК РФ, действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные ст. 349 ТК РФ.

Согласно ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой ст.349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказом Министра обороны Российской Федерации Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утверждены: размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).

В п. 3 раздела 3 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 установлен исчерпывающий перечень видов выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения).

Согласно п. 38 - 40 раздела 3 «Условия, размеры…» приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.

Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).

Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего приложения.

Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала.

Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.

В соответствии с п. 6 раздела 2 «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» Приложения № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459, Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации

Согласно п. 1 указанного Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

В соответствии с п. 3 Порядка, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализируя обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, исходя из буквального толкования этой нормы, является дополнительной выплатой, одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).

    При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    В судебном заседании, представителем ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» было заявлено о пропуске истицей процессуального срока. Анализируя заявленные требования, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

    Согласно п. 6.2, 6.5 Коллективного договора войсковой части №... на 2020 – 2023 г.г., заработная плата гражданскому персоналу войсковой части №... выплачивается не реже, чем два раза в месяц 25 числа каждого месяца и 10 числа следующего за истекшим месяцем.

Оплата отпуска производится не позднее, чем за 3 дня до его начала.

Из материалов дела и пояснений представителя истицы следует, что оспариваемыми истицей периоды являются с 16 мая по 30 июня 2022 года, с 28 ноября по 4 декабря 2022 года. Исковое заявление истицы поступило в Полярный районный суд Мурманской области 7 июня 2023 года. Таким образом, принимая во внимание, что исковое заявление поступило в суд 7 июня 2023 года, при этом, окончательный расчет по оплате отпуска за период с 16 мая по 30 июня 2022 года с Туголбаевой Н.А. должен был быть произведен не позднее 13 мая 2022 года, суд приходит к выводу о пропуске истцом, предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ срока за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы.

В соответствии с ч. 4 ст. 392 ТК РФ, при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Таких доказательств суду истицей и её представителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем, правовых оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, за период с 16 мая 2022 года по 30 июня 2022 года, не имеется.

Ссылки представителя истицы на возражения представителя ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» от 3 ноября 2022 года, при рассмотрении гражданского дела № 2-486/2023, а также на позицию Полярного районного суда Мурманской области изложенную в решении от 4 апреля 2023 года, судом не принимаются, поскольку не относятся к существу рассматриваемого спора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Туголбаевой Н. А. к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» и командиру войсковой части №... о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации за задержку выплат, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий:                Б.Б. Птица

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2023 года.

2-1049/2023 ~ М-601/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Туголбаева Наргиза Абдыкалыковна
Ответчики
Филиал Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота -"1 Финансово экономическая служба"
Войсковая часть 77360-В
Другие
Баранова Анна Васильевна
Пупена Тамара Васильевна
Седракян Альвина Степановна
Тарантьев Дмитрий Борисович (предстаивтель Филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота -"1 Финансово экономическая служба")
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Птица Борис Борисович
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2023Передача материалов судье
08.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2023Предварительное судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее