Дело № 2-352/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 октября 2013 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре Трушевой Е.А., с участием:
истца Штейникова В.Н.,
представителя ответчика – отдела Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Юрлинском районе Пермского края - Митрофановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Штейникова Виктора Николаевича к отделу Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Юрлинском районе Пермского края о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода, исключённого из специального стажа,
у с т а н о в и л:
Штейников В.Н. представил в суд названный иск, указывая, что в связи с длительной педагогической деятельностью обратился с требованием о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в отдел Пенсионного фонда. В удовлетворении заявления ему было отказано в связи с исключением из специального стажа периода с 24 декабря 1991 года по 28 октября 1993 года – службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Истец просит включить в его специальный стаж период прохождения службы в армии по призыву, а именно 1 год 10 месяцев 5 дней.
В судебном заседании Штейников В.Н., изменив предмет требований, просил включить период прохождения службы в составе Вооружённых Сил СССР в льготном исчислении, день за два.
Представитель ответчика Митрофанова Е.А. заявила о непризнании требований в связи отсутствием у истца на время прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года «О трудовых пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» специального стажа в размере 2/3 от требуемого (16 лет 8 месяцев).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
15 августа 1989 года Штейников В.Н. назначен учителем Вятчинской школы.
24 декабря 1991 года истец призван в ряды Вооруженных Сил СССР, проходил службу в строительных войсках, дислоцирующихся в <адрес>, и 28 октября 1993 года уволен в запас по выслуге установленного срока службы.
4 января 1994 года Штейников В.Н. принят на работу учителем Вятчинской школы, осуществляет педагогическую деятельность по настоящее время.
Установленные судом обстоятельства бесспорно подтверждаются протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, трудовой книжкой, военным билетом, - выданными на имя Штейникова В.Н.
Решением комиссии отдела Пенсионного фонда от 2 сентября 2013 года в досрочном назначении Штейникову В.Н. трудовой пенсии отказано в связи с фактическим наличием на момент обращения 22 августа 2013 года педагогического стажа в размере 21 год 11 месяцев 22 дня.
Согласно протоколу не включены в специальный стаж период службы в армии с 24 декабря 1991 года по 28 октября 1993 года (1 год 10 месяцев 5 дней), период работы рабочим совхоза.
Суд находит названное решение частично неправомерным.
Как следует из «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Постановление прекратило действие с 1 октября 1993 года.
Согласно подпункту "г" пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может быть включён в стаж в соответствии с указанными нормативными правовыми актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками, утверждёнными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет и 8 месяцев.
На момент обращения в отдел Пенсионного фонда учтённый педагогический стаж Штейникова В.Н. составил 21 год 11 месяцев 22 дня.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Штейникова В.Н. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Ссылка ответчика на то, что указанный промежуток мог быть включён в стаж лишь при условии наличия необходимого для назначения пенсии стажа на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года (то есть на 1 октября 1993 года) не может быть принята во внимание. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поскольку в период прохождения военной службы законодательство гарантировало включение в специальный стаж указанного периода при наличии не менее 2/3 специального стажа, указанный стаж подлежит определению на момент обращения за пенсией.
Вместе с тем мнение истца о допустимости исчисления периода военной службы в льготном порядке основано на неправильном толковании норм материального права.
Действительно положениями абзаца 1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обозначено, что время нахождения на военной службе по призыву засчитывается в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за два дня работы.
Закон РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" содержит раздел - "Пенсия за выслугу лет".
Статьи 80 и 81 данного Закона предусматривали, соответственно, пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Статья 94 данного Закона (в редакции от 20 ноября 1990 года), не предусматривала возможность льготного исчисления службы в армии.
В соответствии со ст.90 указанного Закона, военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включалась в общий трудовой стаж в календарном исчислении.22 января 1993 года принят Закон РФ от 22 января 1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в соответствии с п.3 ст.10 которого время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчёта один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.
Федеральным законом от 27 января 1995 N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", часть 1 ст.94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" дополнена абзацем седьмым.
После внесения указанного дополнения, в соответствии с абзацем 7 ст.94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при подсчёте трудового стажа, указанного в ст.10, 11, 12, 29 данного Закона, военная служба по призыву исчисляется в льготном порядке - в двойном размере.
Однако в перечисленных статьях пенсии врачам и учителям не предусмотрены (ст.10 - устанавливает пенсионный возраст для мужчин и женщин и минимальную продолжительность общего стажа; ст.11 - устанавливает условия для назначения пенсии многодетным матерям, инвалидам ВОВ, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам; ст.12 - условия назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, женщинам трактористам и т.д.; ст.29 - условия назначения пенсии по инвалидности от общего заболевания, вследствие трудового увечья и профессионального заболевания).
1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в настоящее время.
В соответствии с абзацем 1 п.3 ст.10 Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Согласно тексту абзаца 1 п.3 ст.10 ФЗ "О статусе военнослужащих" время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.
Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется, но предусмотрен льготный порядок зачёта.
Абзацем 2 п.3 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утверждённые Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 данного пункта время прохождения военной службы в особых условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (к пенсиям за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" относились пенсии учителям и врачам).
Таким образом, только абзац второй прямо указывает на включение военной службы в особых условиях в стаж для назначения пенсии, в том числе, педагогам и врачам.
1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпункты 19 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают условия досрочного назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.11 данного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Данный Федеральный закон, Списки работ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, включение периода службы в армии в стаж для назначения пенсии учителям и врачам, соответственно, и льготного исчисление данного периода, не предусматривают.
Время нахождения истца на военной службе по призыву в спорный период подлежит включению в специальный стаж на основании утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого обозначалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в льготном порядке не было предусмотрено.
При таких обстоятельствах включение периода военной службы в льготном порядке не является законным.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С учётом периода, признанного судом подлежащим включению в специальный стаж, стаж педагогической деятельности Штейникова В.Н. составляет на время вынесения решения менее 25 лет.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать отдел Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Юрлинском районе Пермского края включить в стаж работы Штейникова Виктора Николаевича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 24 декабря 1991 года по 28 октября 1993 года в календарном исчислении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 21 октября 2013 года.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова