Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-446/2022 ~ М-278/2022 от 09.02.2022

Дело № 2-446/2022

УИД 58RS0008-01-2022-000906-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2022 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,

при секретаре Нехорошевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Социального управления г.Пензы к Аткину Павлу Валерьевичу о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Социальное управление города Пензы обратилось в суд с вышеназванным иском к Аткину П.В., указав, что 12.08.2021 между Социальным управлением города Пензы и Аткиным П.В. заключен социальный контракт №529 с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Аткину П.В. выплачено 200000 руб. Социальное управление г.Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Аткин П.В. предоставил бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по организации пункта приема черного металла. Отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта, Аткиным П.В. не предоставлены. Аткину П.В. неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в Социальное управление г.Пензы с предъявлением необходимых документов для подтверждения целевого расходования средств. Однако, необходимые документы представлены не были. Из телефонного разговора с Аткиным П.В. выяснено, что средства, полученные в рамках оказания социальной помощи на основании социального контракта, он направил на депозитный счет в банк под проценты. В соответствии с разделом 4 социального контракта, в случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленным Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 №83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан». В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п.п.48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт с Аткиным П.В. расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области (приказ от 16.12.2021 №969). Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта от 16.12.2021 направлено Аткину П.В.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика Аткина П.В. полученную сумму в размере 200000 руб.

Представитель истца Буйдина К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Ответчик Аткин П.В. в судебном заседании с иском не согласен, суду пояснил, что в августе 2021 г. он обратился в Социальное управление г.Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью – пункт приема черного металла. Составил бизнес-план, где указал, что денежная выплата по социальному контракту необходима ему для приобретения грузового автомобиля-ломовоза. На основании представленных им документов 12.08.2021 между ним и Социальным управлением города Пензы был заключен социальный контракт, в соответствии с которым ему были предоставлены денежные средства в размере 200000 руб., перечисленные на его счет в сентябре 2021 г. Но, для него это уже стало неактуально, так как стоимость автомобиля на момент перечисления денежных средств повысилась и, он не мог его приобрести, о чем он по телефону сообщил истцу. После этого он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, заключил договоры, которые помогли ему в ведении бизнеса, в связи с чем, он понес расходы в размере 85000 руб. С заключенными договорами он приехал в Социальное управление города Пензы, где ему пояснили, что им нужны документы, подтверждающие покупку автомобиля, а не предоставленные им договоры. Поскольку бизнес-план стал неактуален, на изменение условий договора истец был не согласен, в сентябре 2021 г. он написал заявление о расторжении социального контракта. С иском он не согласен, так как понес расходы.

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В целях реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации – Пензенской области - постановлением Правительства Пензенской области от 26 февраля 2021 г. N 83-пП утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 г.г. Этими Правилами определен порядок предоставления государственной социальной помощи и установлено, что государственная социальная помощь предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Пензенской области, в виде денежной выплаты.

В силу пункта 4 Правил право на назначение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области на текущий финансовый год в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Пензенской области от 23.05.2002 №365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».

Пунктом 6.2, 7.2 Правил предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с настоящими Правилами предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на реализацию осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в форме денежной выплаты.

Уполномоченный орган заключает с гражданином социальный контракт по мероприятиям по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности не более чем на 12 месяцев (п.8.2 Правил).

Правилами предусмотрена разработка программы социальной адаптации (п.10 Правил).

Уполномоченный орган осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п.27 Правил).

Условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации могут быть изменены соглашением сторон (п.28 Правил).

В программе социальной адаптации указываются сроки предоставления заявителем отчетности по намеченным мероприятиям (п.29 Правил).

Пунктом 32 Правил предусмотрено, что в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан, в частности приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы. При этом 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика на профессиональный доход, до 15% - на аренду помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, участвующие в процессе производства) (п.32.3). Заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты; заявитель в течение срока действия социального контракта предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности) (п.32.4).

Пунктом 45 Правил предусмотрено, что полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме денежной выплаты должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в сроки, предусмотренные такой программой социальной адаптации.

Пунктом 40 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт, программой социальной адаптации к которому предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпунктах 6.2. - 6.4. пункта 6 раздела I настоящих Правил (п.40.11).

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения фактов, являющихся основанием для возврата денежной выплаты в бюджет Пензенской области, направляет письменное требование заявителю о ее возврате. Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании (п.49 Правил).

Как видно из материалов дела и установлено судом, 3 августа 2021 г. Аткин П.В. обратился в Социальное управление города Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, как малоимущей семье, с указанием направления предполагаемой деятельности по выходу из трудной жизненной ситуации – ИП по вину деятельности – пункт приема черного металла, с предоставлением бизнес-плана, где указано, что ему необходима денежная выплата по социальному контракту в размере 200000 руб. на приобретение грузового автомобиля-ломовоза.

12 августа 2021 г. между Социальным управлением города Пензы и Аткиным П.В. был заключен социальный контракт №529, предметом которого является соглашение между уполномоченным органом и заявителем, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта.

В соответствии с п.2.2.2 социального контракта заявитель обязан выполнять программу социальной адаптации в полном объеме; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы; возвратить денежную выплату в бюджет Пензенской области в порядке, установленном законодательством, в полном объеме (в случае прекращения в период действия социального контракта).

В случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленном Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области (п.4.1 социального контракта).

Социальный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 11 августа 2022 г. включительно в соответствии с программой социальной адаптации (п. 3.1 контракта).

Социальный контракт может быть расторгнут досрочно в случаях, предусмотренных пунктом 40 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области (п.3.2 контракта).

Решением от 30 августа 2021 г. Социальным управлением г.Пензы (Отдела Социального управления г.Пензы по Железнодорожному району) принято решение N 11024 о назначении Аткину П.В. государственной социальной помощи как малоимущей семье на основании социального контракта с 01 августа 2021 г. по 31 августа 2021 г. в размере 200 000 руб. единовременно.

Таким образом, по условиям данного социального контракта размер государственной социальной помощи, оказываемой в денежной форме, составил 200 000 руб., который был перечислен на счет ответчика, указанный им в заявлении.

Денежные средства были предоставлены ответчику на приобретение последним грузового автомобиля-ломовоза, указанного в бизнес-плане, для возможности занятия им предпринимательской деятельностью.

Программой социальной адаптации предусмотрены следующие мероприятия: на сентябрь 2021 г. предусмотрена обязанность заявителя приобрести основные средства, материально-производственные запасы в соответствии с представленным бизнес-планом и представить документы, подтверждающие факт расходования денежных средств.

11.11.2021 г. социальное управление города Пензы направило в адрес Аткина П.В. уведомление №936 о том, что в соответствии с программой социальной адаптации Аткину П.В. необходимо в срок до 30.09.2021 г. представить отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта, данное условие им не выполнено, в связи с этим просят его в срок до 19.11.2021 г. в отдел Социального управления г.Пензы представить документы, подтверждающие расходование денежных средств, осуществление предпринимательской деятельности, документы, согласно программы социальной адаптации. В противном случае, руководствуясь п.48-50 раздела VIII Правил социальный контракт будет расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставлением недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

26.11.2021 г. социальное управление города Пензы направило в адрес Аткина П.В. повторно уведомление №957 о том, что в соответствии с программой социальной адаптации Аткину П.В. необходимо в срок до 30.09.2021 г. представить отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта, данное условие им не выполнено, в связи с этим просят его в срок до 03.12.2021 г. в отдел Социального управления г.Пензы представить документы, подтверждающие расходование денежных средств, осуществление предпринимательской деятельности, документы, согласно программы социальной адаптации. В противном случае, руководствуясь п.48-50 раздела VIII Правил социальный контракт будет расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставлением недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

Приказом начальника управления от 16.12.2021 г. №995 прекращено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» Аткину П.В. и досрочно расторгнут с ним социальный контракт от 12.08.2021 №529 на основании подпункта 40.11 пункта 40 раздела VII Правил и пунктов 48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт расторгается с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также предоставлением недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

16 декабря 2021 г. Социальное управление г.Пензы в соответствии с п.п.32.3-32.4 раздела V Правил направило Аткину П.В. уведомление о досрочном расторжении социального контракта №529 от 18.08.2021 г. ввиду непредставления отчета о приобретении грузовой автомашины-ломовоза и документы, подтверждающие эти расходы. Аткину П.В. предложено вернуть денежные средства в размере 200 000 руб. в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления.

Как установлено в судебном заседании, в том числе, из пояснений ответчика, указанный автомобиль им не приобретен.

Довод ответчика о том, что денежные средства потрачены по назначению, для занятия предпринимательской деятельностью им были заключены договоры на возмездное оказание услуг – установку и настройку и право использования «Wеб-система СБИС», судом не может быть принят во внимание, поскольку в силу указанных Правил и социального контракта, денежная выплата, предоставленная получателям государственной социальной помощи на основании социального контракта, используется исключительно на выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и направленных на преодоление указанными лицами трудной жизненной ситуации. В данном случае ответчиком потрачены денежные средства не по их целевому назначению.

Доводы ответчика о том, что он ставил в известность истца о невозможности приобретения автомобиля, в связи с увеличением его стоимости и просьбой изменить целевое использование полученных денежных средств, на что истец был не согласен, в связи с чем им было написано заявление о расторжении социального контракта, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако, ответчиком, доказательств, подтверждающих эти доводы, суду не представлено.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Т. работающая ведущим инспектором в Социальном управлении города Пензы, пояснила суду, что на нее была возложена обязанность по осуществлению контроля за выполнением социального контракта, заключенного с ответчиком. Ответчик хотел заниматься индивидуальным предпринимательством, связанным с приемом лома черного металла. Для занятия этим видом деятельности, как он сам указал в бизнес плане, ему необходимо было приобретение грузового автомобиля, на что ему и были выделены денежные средства по социальному контракту в размере 200000 руб. Однако, в дальнейшем оказалось, что автомобиль он не приобрел, документы, подтверждающие трату денег, не предоставил. На звонки не отвечал, она смогла до него дозвониться в октябре 2021 года, ответчик ей сообщил, что автомашину он не приобрел. С заявлением об изменении целевого использования денежных средств к ним не обращался. В Социальное управление ответчик приходил в декабре 2021 года, однако, никаких заявлений не оставлял. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и взыскании с ответчика полученной по социальному контракту денежной суммы в размере 200000 руб., поскольку ответчиком не выполнены условия социального контракта, так как им не приобретен грузовой автомобиль-ломовоз, в государственное учреждение не представлены отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств, а также документы, подтверждающие обстоятельства, препятствующие реализации предусмотренных программой мероприятий.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования Социального управления г.Пензы к Аткину Павлу Валерьевичу о возврате денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи, удовлетворить.

Взыскать с Аткина Павла Валерьевича в пользу Социального управления г.Пензы выплаченную на основании социального контракта от 12 августа 2021 №529 г. сумму государственной социальной помощи в размере 200 000 руб.

Взыскать с Аткина Павла Валерьевича в пользу муниципального бюджета г.Пензы государственную пошлину в размере 5200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2022 г.

2-446/2022 ~ М-278/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Социальное управление г.Пензы
Ответчики
Аткин Павел Валерьевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Пензы
Судья
Макушкина Елена Владимировна
Дело на странице суда
zheleznodorozhnii--pnz.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
10.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Подготовка дела (собеседование)
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее