Судья Пикалева Е.Ф. УИД 49RS0001-01-2023-006513-55
Дело № 5-1011/2023
№ 12-88/2023
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2023 года город Магадан
Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зайцевой Т.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Рахманова Ш.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Рахманова Ш.А. на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Рахманова Ш.А., <.......>
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 21 декабря 2023 года гражданин <R> Рахманов Ш.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
Рахманов Ш.А. помещен в специальное помещение для содержания лиц, в отношении которых назначено наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, – специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВМ УМВД России по Магаданской области (город Магадан, улица Южная, дом 3-а), до его административного выдворения.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, Рахманов Ш.А., не оспаривая свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, просит изменить дополнительный вид административного наказания в виде принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации на контролируемый самостоятельный выезд, а также отменить примененную в отношении него меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения в специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании Рахманов Ш.А. доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, также указал, что свою вину в совершении вменяемого административного правонарушения он признает. Кроме этого, представил проездные документы – маршрутную квитанцию электронного билета №... от 23 декабря 2023 года на имя Рахманова Ш.А. по маршруту Магадан - <N> – <S> с датой вылета 30 декабря 2023 года.
Выслушав пояснения Рахманова Ш.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 названного выше Закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 указанного Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29 мая 2014 года, в числе прочего, определено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений данного Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (пункты 4 – 7, 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
23 декабря 2014 года подписан договор о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (город Москва).В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2023 года в 18 часов 00 минут в служебном помещении управления по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области, расположенном по адресу: город Магадан, улица Пролетарская, дом 39, корпус 2, кабинет 11, установлен гражданин <R> Рахманов Ш.А., въехавший в Российскую Федерацию 15 июля 2023 года с рабочей целью через КПП <U> (авиа) в порядке, не требующем получения визы.
29 августа 2023 года Рахманов Ш.А. поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до 12 октября 2023 года (л.д. 9).
В период своего законного нахождения на территории Российской Федерации Рахманов Ш.А. трудовой либо гражданско-правовой договор не заключал, в связи с чем данный срок не продлевался.
12 октября 2023 года срок возможного пребывания Рахманова Ш.А. на территории Российской Федерации истек, однако последний по истечении определенного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения пункта 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Таким образом, Рахманов Ш.А. допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Указанные действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2023 года № 095595 (л.д. 2), объяснениями Рахманова Ш.А. от 20 декабря 2023 года (л.д. 7), рапортом инспектора ОИКиТМ УВМ УМВД России по Магаданской области А. от 20 декабря 2023 года (л.д. 8), копией уведомления о прибытии иностранного гражданина от 29 августа 2023 года (л.д 9, 9 оборот), копией идентификационной карты на имя Рахманова Ш.А. от 31 января 2022 года №... (л.д. 9), копией сведений АС ЦБДУИГ, Сигнал, ГИСМУ «Трудовая миграция» (л.д. 10-14, 15-16, 17-24), протоколом о доставлении от 20 декабря 2023 года № 2474 (л.д. 3-4), протоколом об административном задержании от 20 декабря 2023 года № 2474 (л.д. 5-6), иными доказательствами.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и свидетельствуют о наличии в действиях Рахманова Ш.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Сведений о предпринятых Рахмановым Ш.А. мерах по выполнению требований миграционного законодательства Российской Федерации материалы дела не содержат.
Таким образом, Рахманов Ш.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Рахманова Ш.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, а также применение статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Административное наказание назначено Рахманову Ш.А. с соблюдением требований статей 3.5, 3.10, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ.
Назначенное Рахманову Ш.А. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации) не повлечет нарушение права Рахманова Ш.А. на уважение личной и семейной жизни, поскольку, как следует из его пояснений в судебном заседании, близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Магаданской области, он не имеет.
При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Рахманову Ш.А. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем имеются основания для назначения Рахманову Ш.А. дополнительного наказания в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства.
Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2023 года Рахмановым Ш.А. приобретен электронный билет №... (авиакомпания <.......>) по маршруту Магадан - <N> – <S> с датой вылета 30 декабря 2023 года.
При таких обстоятельствах постановление судьи Магаданского городского суда от 21 декабря 2023 года подлежит изменению в части назначенного Рахманову Ш.А. дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации на административное выдворение в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Учитывая, что вид дополнительного наказания подлежит изменению, Рахманов Ш.А. от миграционных органов не скрывался, необходимость применения к нему меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения его в специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, не усматривается, в связи с чем примененная в отношении Рахманова Ш.А. мера обеспечения производства по данному делу подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рахманова Ш.А. изменить:
назначенное Рахманову Ш.А. дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации исполнять в форме контролируемого самостоятельного выезда Рахманова Ш.А. из Российской Федерации.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Рахманова Ш.А. в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВМ УМВД России по Магаданской области (город Магадан, улица Южная, дом 3-а), до его административного выдворения отменить.
В остальной части постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 21 декабря 2023 года оставить без изменения.
Разъяснить Рахманову Ш.А., что в силу части 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Согласно части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра