УИД 10RS0017-01-2020-000885-43
Дело№2 - 742/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего по делу судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ларюковой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ДомСтройСервис» (далее – ООО «ДомСтройСервис») обратилось в суд с заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» (далее – ГКУ ЦЗН РК, орган службы занятости населения) о признании незаконными и отмене решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения Летун О.В. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Летун О.В. в период с 22.02.2013 по 27.01.2020 состояла в трудовых отношениях с ООО «ДомСтройСервис», приказом № 1 от 27.01.2020 Летун О.В. была уволена с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением штата работников организации), с Летун О.В. был своевременно произведен расчет при увольнении, ей выплачены все причитающиеся денежные суммы в день увольнения, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства. Решением ГКУ ЦЗН РК от 29.05.2020 за Летун О.В., как обратившейся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и не трудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение средней заработной платы в течение четвертого месяца со дня увольнения. Данное решение ГКУ ЦЗН РК истец считает незаконными, ссылаясь при этом на ч. 2 ст. 318 ТК РФ, ч. 1 ст. 313 ТК РФ, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ. В частности, истец отмечает, что Летун О.В. является получателем пенсии по старости и доплату в виде ежемесячной единовременной выплаты инвалидам для приобретения лекарственных препаратов, обладает правом на получение бесплатных лекарственных препаратов, что не позволяет ее отнести к категории лиц социально не защищенных. При указанных обстоятельствах, истец просит признать незаконным и отменить оспариваемое решение, а также взыскать с ответчика госпошлину.
В судебном заседании представитель истца Грибова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнив, что право уволенного работника в связи с сокращением численности (штата) работников организации на получение среднего месячного заработка за четвертый месяц на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы. Отметила, что в оспариваемом решении ГКУ ЦЗН РК не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Летун О.В. поскольку последняя имеет постоянный доход в виде пенсии и социально защищена государством.
Представитель ГКУ ЦЗН РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал на то, что заявленные требования не признает. В обоснование указывают, что в соответствии с ч. 1 ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ). Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения. Летун О.В. указанные условия были соблюдены, за период с 19.02.2020 по 29.05.2020 не было выдано направлений на подходящую работу в связи с отсутствием таковой, но выдавались перечни вариантов оплачиваемой работы, содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения для самостоятельного посещения работодателей. Всего было предложено 7 вариантов оплачиваемой работы.
Третье лицо – Летун О.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных требования, пояснила, что на настоящий момент ей 52 года, она была уволена в связи с сокращением численности штата работников. При увольнении все выплаты ей были произведены работодателем. В установленный законом срок она обратилась в ГКУ ЦЗН РК, подходящей работы ей представлено не было. Учитывая её возраст рассчитывать на то, что можно найти работы трудно. На сегодняшний день она является получателем пенсии по старости, ей производится ежемесячная доплата как инвалиду 2 группы для приобретения лекарств, общий размер выплаты составляет 183115 руб. 97 коп. Также указала, что она проживает в неблагоустроенном жилом помещении, в связи с чем несет расходы на приобретение дров, также указала на то, что имеет кредит, обязательства по кредиту составляют около 10000 руб. в месяц. С учетом данных расходов, остаток денежных средств менее прожиточного минимума, в связи с чем просит отказать в заявленных требованиях.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Летун О.В. работала в должности <Данные изъяты> в ООО «ДомСтройСервис», расположенном по адресу: г. Сортавала, Республики Карелия - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с 22.02.2013 по 27.01.2020.
Приказом ООО «ДомСтройСервис» от 27.01.2020 Летун О.В. уволена с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением численности работников организации).
19.02.2020 Летун О.В. обратилась в ГКУ ЦЗН РК, с заявлением о содействии в поиске подходящей работы, предоставив справку о наличии второй группы инвалидности.
В период с 19.02.2020 по 29.05.2020 Летун О.В. регулярно обращалась (дважды в месяц) в ГКУ ЦЗН РК за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с ее специальностью и образованием. При этом ей предлагались иные варианты работы для самостоятельного посещения работодателя.
29.05.2020 было проведено заседания комиссии ГКУ ЦЗН РК, по результатам которого принято решение о сохранении за Летун О.В. средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения.
Из пояснений Летун О.В. следует, что она является получателем трудовой пенсии по старости.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (статьи 313 - 327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч.1 ст. 81 Т К РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями 1 первой и второй статьи 318 Кодекса, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В определении от 29 ноября 2012 г. N 2214-О «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.
Вместе с тем, судом установлено, что Летун О.В. является пенсионером, получает страховую пенсию по старости в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., с ежемесячной доплатой инвалидам в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., размер пенсионного обеспечения составляет <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., что превышает прожиточный минимум для пенсионеров в целом по Республике Карелия, который на 1 квартал 2020 года составлял 11401 руб.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» от 29 мая 2020 года о предоставлении гражданке Летун О.В. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения по последнему месту работы.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Республики Карелия» в пользу ООО «ДомСтройСервис» оплаченную госпошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Решение изготовлено в окончательной форме 31 июля 2020 года.