Дело № 12-451/2022
УИД 21RS0016-01-2021-002704-06
РЕШЕНИЕ
о жалобе по делу об административном правонарушении
1 июня 2022 года г. Чебоксары
(резолютивная часть оглашена 27.05.32022)
Судья Ленинского районного суда города Чебоксары Евстафьев В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе ООО «ЧебоМилк» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Егорова Р.В. ----- от дата о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6, ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Егорова Р.В. ----- от дата ООО «ЧебоМилк» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6, ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000,00 руб..
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «ЧебоМилк» обжаловало его в Ленинский районный суд г. Чебоксары о мотиву его незаконности. В обоснование жалобы указано, что ООО «ЧебоМилк» не согласно с мнением госинспектора, что предприятие производило несанкционированное складирование отходов животноводства на обследуемых земельных участках, поскольку органические отходы сельскохозяйственного производства (навоз) ООО «ЧебоМилк» утилизирует и обезвреживает на территории животноводческого комплекса (фермы) для получения вторичных ресурсов - органических удобрений, которые в дальнейшем используются для собственных нужд по целевому назначению - в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством. Складирование органических удобрений на земельных участках с кадастровыми номерами ----- обусловлено их временным размещением для последующего внесения в почву при проведении осенних полевых работ путем вспашки или использования других почвообрабатывающих машин, таких как культиваторы и дисковые бороны. Данное обстоятельство нашло подтверждение в протоколе осмотра государственного инспектора от дата -----. Таким образом, на обследуемых земельных участках ООО «ЧебоМилк» производилось складирование органических удобрений, а не отходов животноводства.
В судебном заседании представитель ООО «ЧебоМилк» Васильев С.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Кроме того, представитель Общества пояснил, что поскольку на ООО «ЧебоМилк» навоз проходит стадии из свежего до перепревшего, свежий навоз предприятие не использует, не хранит, не продаёт и не транспортирует, а размещает на площадках временного хранения отходов возле животноводческой фермы. Таким образом, деятельность ООО «ЧебоМилк» по использованию отходов производства для собственных нужд не является обработкой и утилизацией в смысле ст. 1 Закона № 89-ФЗ, поэтому не подлежит лицензированию, то постановление о назначении административного наказания по ч.3 ст. 8.2.3 КоАП РФ неправомерно в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование факта причинения вреда, Управлением представлено исследование, проведённое специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», основанное на методике сравнения фоновых значений химических веществ в пробах почвы, отобранных на смежном незагрязненном участке и значений в пробах почвы, отобранных на участке, «загрязненном» навозом крупного рогатого скота.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» натрий, калий и фосфор не относятся к загрязняющим веществам, из чего следует, что факт превышения концентрации азота нитратного, азота нитритного, в отобранных пробах условно-фоновой концентрации указанных веществ, не свидетельствует о наличии загрязнения почвы, в том значении, которое установлено ст. 1 Закона № 7-ФЗ.
Представители Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Егоров Р.В. (должностное лицо, составившее административный протокол) и Кочкомазова О.С. в судебном заседании заявили, что считают доводы жалобы не состоятельными, жалобу не подлежащей удовлетворению, привлечение ООО «ЧебоМилк» к административной ответственности законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из постановления ----- от дата следует, что ООО «ЧебоМилк» привлечено к административной ответственности за то, что при обследовании земельных участков с кадастровыми номерами -----, расположенных в Чебоксарском районе Чувашской Республике, принадлежащих ООО «ЧебоМилк», предназначенных для размещения сельскохозяйственного производства и включенных в зону СХ-2, осуществляется складирование отходов животноводства ООО «ЧебоМилк» (навоза) на почву, что привело к превышению концентрации загрязняющих веществ над фоновыми показателями по следующим веществам: азот нитратный от 1,7 до 2,1 раза, азот нитритный в 1,7 раз. Площадь загрязненной территории составила 57 кв.м.
Тем самым, нарушены требования ст.ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.ст. 13, 14, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3.
В связи с чем, вышеуказанные действия ООО «ЧебоМилк» квалифицированы по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, как порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства.
Также, размещая отходы животноводства на почве ООО «Чебомилк» нарушены требования ст.ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 13, 14, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Так, при размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания (п. 270 СанПиН 2.1.3684-21), что не было сделано.
Площадь загрязнения почвы составила 57 кв.м.. В результате несанкционированного складирования отходов животноводства, причинен вред почве в размере 34 200,00 руб.. Расчёт вреда проведён в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Указанные действия квалифицированы по ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении ----- от дата по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и протоколом от дата под ----- об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ, а также протоколом осмотра территорий ----- от дата в ходе которого был произведен отбор проб с земельных участков с кадастровыми номерами -----, а также отбор фоновых проб почвы, протоколом отбора почв от дата под -----, экспертным заключением Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от дата под -----.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 34 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению, восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводится рекультивация или консервация земель.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнений истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земли, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и негативное воздействие на земли и почвы.
Ст. 51 Закона об охране окружающей среде закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Также п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года под № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п.7 ст.12 вышеуказанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов навоз крупного рогатого скота свежий относится к 4 классу опасности, навоз крупного рогатого скота перепревший относится к 5 классу опасности, при этом постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 под № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1,3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и согласно п. 270 данных СанПиН 2.1,3684-21, при размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав, и выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
При этом п. 270 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что при размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
Доводы жалобы о том, что на указанных в постановлении земельных участках складировался не навоз, а органические удобрения, не состоятельны, так как при рассмотрении дела об административном правонарушении Обществом не представлялись доказательства вывозки на временное хранение для последующей вывозки на поля именно органических удобрений на основе переработки навоза крупного рогатого скота (отсутствуют доказательства обустройства мест переработки навоза и его соответствия разработанным и представленным в суд техническим условиям).
В то же время, превышение концентрации загрязняющих веществ над фоновыми показателями по следующим веществам: азот нитратный от 1,7 до 2,1 раза, азот нитритный в 1,7 раз, подтверждено экспертным заключением Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от дата под -----.
Ссылка на то, что установленные концентрации азота нитратный и азот нитритный в почве не превышают ПДК и ОДК, установленные СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», также не может быть принято во внимание, так как данный СанПин не установлен для определения загрязняющих веществ при определении его в почве при производстве сельскохозяйственных работ.
Поэтому определение размера загрязнения в соответствии с порядком, установленным Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238, (с учетом фоновых значений) является обоснованной.
Довод том, что деятельность ООО «ЧебоМилк» по использованию отходов производства для собственных нужд не является обработкой и утилизацией в смысле ст. 1 Закона № 89-ФЗ, основан на неверном толковании требований законодательства.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
В то же время, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ введена ст.4.1.2 КоАП РФ, в соответствии с которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкция ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ для вышеуказанных субъектов, к которым относится и ООО «ЧебоМилк», предусматривает наказание в виде административного штрафа от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с чем, размер административного штрафа подлежит уменьшению до 80 000,00 руб..
С учетом вышеуказанного, оснований для удовлетворения жалобы ООО «ЧебоМилк» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Жалобу ООО «ЧебоМилк» оставить без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике ----- от дата о привлечении ООО «ЧебоМилк» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6, ч.3 ст.8.2.3 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания и назначить наказание ООО «ЧебоМилк» в виде штрафа в размере 80 000,00 (восьмидесяти тысяч) руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Копия верна судья: