Дело № 11-21/2020
УИД 43MS0009-01-2020-000383-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2020 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Мининой В.А.,
с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,
при секретаре Староверовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 10 марта 2020 г. по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Ильясовой Л.К. к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
У С Т А Н О В И Л:
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ильясовой Л.К. к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
Решением мирового судьи мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 10 марта 2020 г. исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ильясовой Л.К., удовлетворены, с Субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области в пользу Ильясовой Л.К. взысканы затраты, понесенные медицинским работником на оплату коммунальных услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 20 035 рублей 04 коп.
С решением суда не согласно Министерство финансов Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в Законе Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и
коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными
законами до 01.01.2005. Законом Кировской области № 267-ЗО установлена система мер социальной поддержки указанных лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее представляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Указывает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами. Пользование льготами должно подтверждаться документально. Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005, льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета. Представитель Министерства финансов Кировской области представила в судебное заседание заявление, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.
В возражениях на апелляционную жалобу Вятскополянский
межрайонный прокурор ссылается на законность принятого решения и
отсутствие правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании прокурор Давлятшина Р.Г. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.
Истец Ильясова Л.К. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия. Просила решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» на основании доверенности Нигматзянова Э.Ф. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без их участия.
Представитель КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Вятскополянском районе Кировской области» Т.В.Шахмаева в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть без их участия.
Представитель Управления Федерального Казначейства по Кировской области П.С.Иванов в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без их участия.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Статья 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относила
медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические
учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные
учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных
специализированных организаций здравоохранения устанавливаются
Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных
категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки
отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и
проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа
Кировской области» от 03.11.2004 года № 267-ЗО установлено, что
фармацевтическим и медицинским работникам учреждений
здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в
сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется
частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения,
теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с положениями указанного закона размер частичной
ежемесячной компенсации с 01.07.2014 года составляет 628 рублей.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при
переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ в рамках
длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005
года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии,
носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых
настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в
указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и
размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено,
что при издании органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием
настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Ильясова Л.К. зарегистрирована и проживает по адресу: ***.
Как медицинский работник КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ»
Ильясова Л.К. работает в данном учреждении с 02.08.1993 по настоящее время (принята на должность дезинфектором Краснополянской больницы).
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно.
Указанные сведения подтверждаются сметой доходов и расходов на 2004 г. МЛПУ «Краснополянская больница».
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 истцом произведена
оплата за услуги теплоснабжения и электроснабжения в общей сумме 27 571 руб. 04 коп. Общая сумма компенсации, полученной истцом за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, составила 7 536 руб.
Разрешая спор, мировой судья, установив, что истец Ильясова Л.К. до 01.01.2005 как медицинский работник пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и
освещением, при отсутствии правового акта органа государственной власти субъекта РФ - Кировской области, устанавливающего меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта федерации, в объеме не ниже таких мер, предоставлявшихся им до изменения законодательства, пришел к обоснованному выводу о возложении на Субъект Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области обязанности компенсировать расходы истца по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения в сумме 20 035 руб. 04 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Расчет подлежащих возмещению Ильясовой Л.К. расходов проверен судом и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что Ильясова Л.К. имела право и пользовалась указанными коммунальными льготами до 01.01.2005, подтверждается совокупностью исследованных судом
доказательств. Доказательствам судом дана правильная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку доказательств, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 10 марта 2020 г. по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Ильясовой Л.К. к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Минина В.А.
Мотивированное определение будет изготовлено 19 мая 2020 года