Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-145/2024 ~ М-1-149/2024 от 26.06.2024

Дело № 2а-2-1-145/2024

УИД № 73RS0015-01-2024-000333-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Новоспасское 23 августа 2024 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Костычевой Л.И.,

при секретаре Якуниной И.В.,

с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Новичковой М.П.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности за счет средств, выделяемых из бюджета Ульяновской области обеспечить оснащение Коптевского фельдшерско-акушерского пункта

установил:

прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с уточненнымиском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Новоспасская районная больница» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности за счет выделяемых из бюджета Ульяновской области обеспечить оснащение Копевского фельдшерско-акушерского пункта. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в сфере здравоохранения выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Согласно требованиям закона, п.п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3, приложению № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, установлен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), обязывающий, что фельдшерский здравпункт должен быть оснащен оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) сперсональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов -1 шт., вешалка для одежды - 2 шт.. тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальный стол - 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлено отсутствие в Коптевскомфельдшерском пункте, расположенном по адресу: <адрес>. оборудования с учетом стандарта оснащения медицинской организации. В ходепроведенной в сентябре 2023 года проверки оснащенность Копевскогофельдшерско-акушерского пункта оборудованием составляла 18,0%.

В связи с выявленными нарушениями 28.09.2023 прокуратурой района в адрес главного врача ГУЗ «Новоспасская РБ» внесено представление. Однако нарушения закона до настоящего времени не устранены.

В Коптевском фельдшерско-акушерском пункте имеется следующее оборудование: стол инструментальный - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов - 1 шт., вешалка для одежды - 1 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., кушетки медицинские - 2 шт. Данное оборудование имеет 100 % износ.

Рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкафом для одежды - 1 шт., шкафом для белья - 1 шт.. вешалкой для одежды -1 шт.. столом манипуляционным - 1 шт., столом процедурным - 1 шт.. пеленальным столом - 1 шт.. сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт. Коптевский фельдшерско-акушерский пункт не оснащен.

Отсутствие такого оборудования нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России.

Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, содержащие исчерпывающий перечень строго определенного оборудования, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

ГУЗ «Новоспасская РБ» является бюджетным учреждением, основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области, которое является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.

Оснащение фельдшерско-акушерского пункта оборудованием, является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Отсутствие в фельдшерско-акушерском пункте необходимого оборудования нарушает права пациентов, в том числе несовершеннолетних детей, а также работников учреждения, круг которых не определен. Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнитьвозложенные на них законом обязанности по созданию условий для оказания медицинской помощи населению.

В связи с изложенным, прокурор просит: Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области в отношении Коптевскогофельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, по оснащению в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543, следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды - 2 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальпый стол 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

Обязать ГУЗ «Новоспасская РБ» за счет выделяемых средств из бюджета Ульяновской области в срок до 28.02.2025 обеспечить оснащение Коптевскогофельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социальною развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543, следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды - 2 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальпый стол 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

В судебном заседании пом. прокурора Новоспасского района Ульяновской области Новичкова М.П. поддержала заявленные требования, с учетом уточнений, в полном объеме. Привела доводы, аналогичные изложенным в иске.

От представителя административного ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области А.В. Гораш, действующего на основании доверенности №7 от 09.01.2024, поступил письменный отзыв от 26.07.2024 №277, в котором указывает, что ГУЗ «Новоспасская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы. Медицинские учреждения имеют источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент и доход от предпринимательской или иной деятельности.

Министерство, согласно п. 1.1 Приложения №1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве» (Положение) является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья. Обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области (п.1.6 Положения) Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которого в том числе формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства (п.2.10). Министерство в рамках выделенных денежных средств получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенной в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.2.11). Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области, который является дефицитным.

Министерство является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнять возложенные на него функции.

Считает надлежащим ответчиком является ГУЗ «Новоспасская районная больница» Просит исключить Министерство из числа ответчиков и рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.26-27).

Представитель административного ответчика ГУЗ «Новоспасская районная больница» Н. Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В предудыщем судебном заседании высказала согласие с заявленными исковыми требованиями. В случае выделения Министерство здравоохранения денежных средств на оснащение фельдшерско-акушерского пункта оборудованием, нарушения будут устранены. За счет собственных денежных средств ГУЗ «Новоспасская районная больница» не имеет возможности оборудовать ФАП.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц:Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Коптевскоесельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайства об отложении судебного заседания не поступало.

В письменном отзыве от 15.08.2024 №3489/0114 представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области Е.В.Буцкая указала, что ТФомс Ульяновской области является некоммерческой организацией, созданной Ульяновской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС, а также решения иных задач, в соответствии с законодательством РФ. Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 №828-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в соответствие с которой размер финансового обеспечения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов при условии их соответствия требованиям, установленным положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, составляет в среднем на 2023 год для фельдшерского и фельдшерско-акушерского пункта, обслуживающего от 100 до 900 жителей – 1174,2 тыс. руб., от 900 до 1500 жителей – 1860,3 тыс. руб., от 1500 до 2000 жителей – 2088,9 тыс.руб., до 100 жителей устанавливается субъектом РФ с учетом понижающего коэффициента в зависимости от численности населения, обслуживаемого ФАП. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области являются средства федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области, средства ОМС. Объем средств обязательного медицинского страхования, выделенных ГУЗ «Новоспасская районная больница» составил: 2023 год ФАП с. Коптевка – 1174200,00 руб., 2024 год – ФАП с. Коптевка – 1069683,40 руб. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.128-129).

Информация о движении дела в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln.sudrf.ru.

В соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени судебного заседания.

Заслушав выступление пом. прокурора Новичковой М.П., исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

На основании статьи 9 Закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (подпункты 4, 5, 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 323).

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ).

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3предусмотрено, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543 н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности ФАПов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.

ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В приложении № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установлен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), согласно которого фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский здравпункт должен быть оснащен следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственныхпрепаратов -1 шт., вешалка для одежды - 2 шт.. тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальный стол - 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

В соответствие с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.06.2024 №КУВИ-001/2024-160139357, нежилое здание фельдшерско-акушерского пункта, площадью 183,9 кв.м., 1980 года постройки, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Ульяновской области и 18.08.2011 передано в оперативное управление Государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» (л.д.51-54).

По результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлено отсутствие в Коптевском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес>А. оборудования с учетом стандарта оснащения медицинской организации. В ходепроведенной в сентябре 2023 года проверки оснащенность Коптевскогофельдшерско-акушерского пункта оборудованием составляла 18,0%.

В Коптевском фельдшерско-акушерском пункте имеется следующее оборудование: стол инструментальный - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов - 1 шт., вешалка для одежды - 1 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., кушетки медицинские - 2 шт. Данное оборудование имеет 100 % износ.

Рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкафом для одежды - 1 шт., шкафом для белья - 1 шт.. вешалкой для одежды -1 шт.. столом манипуляционным - 1 шт., столом процедурным - 1 шт.. пеленальным столом - 1 шт.. сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт. Садовский фельдшерский пункт не оснащен.

В связи с выявленными нарушениями 28.09.2023 прокуратурой района в адрес главного врача ГУЗ «Новоспасская РБ» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.34-35).

Отсутствие такого оборудования нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России.

Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, содержащие исчерпывающий перечень строго определенного оборудования, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В силу статьи 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Правовой режим имущества бюджетного учреждения, которое, будучи юридическим лицом, участвует в гражданском обороте наряду с иными субъектами, в том числе заключает договоры и отвечает за их исполнение (пункт 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации), имеет существенную специфику.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником имущества созданного учреждения является учредитель последнего. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, возникает право оперативного управления в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, в силу прямого указания закона закрепление имущества за учреждениями возможно только на праве оперативного управления.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования(пункт 6).

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В силу п. 2.1 Устава ГУЗ «Новоспасская РБ», утвержденного распоряжением и.о. Министра здравоохранения Ульяновской области от 30.12.2021 № 3680-р (далее - Устав), целью ГУЗ «Новоспасская РБ» является оказание своевременной, доступной, квалифицированной лечебно-профилактической помощи населению муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (л.д.10-23)..

В соответствии с п. 2.2 Устава основными задачами ГУЗ «Новоспасская РБ» являются осуществление лечебно-диагностической помощи населению муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, обеспечение санитарного благополучия населению муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность (п. 2.4 Устава).

Согласно и. 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Коптевский фельдшерско-акушерский пункт является территориально-обособленным структурным подразделением ГУЗ «Новоспасская районная больница» (п.1.10 Устава).

Пунктом 3.1 Устава установлено, что имущество Учреждения, закрепленное за ним собственником имущества, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, является государственной собственностью <адрес> и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления.

Согласно пунктов 4.1, 4.3 Устава, финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П утверждено положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (далее - Положение) (л.д.24-33).

Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1 Положения).

Министерство создает в пределах компетенции, определенной Законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (п.п.9 п. 2.1 Положения).

Обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области (п.1.6 Положения).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которого в том числе формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства (п.2.10).

Министерство в рамках выделенных денежных средств получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенной в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п.2.11) (л.д.24-33).

Таким образом, именно Министерство здравоохранения Ульяновской области, как главный распорядитель доходов областного бюджета Ульяновской области, обеспечивают выполнение требований по оснащенности объекта здравоохранения - Коптевский фельдшерско-акушерский пункт оборудованием в соответствие с приложением №14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543.

Из письма №13-ИОГВ-11-ПО-41 от 13.02.2024 следует, что главным врачом ГУЗ «Новоспасская РБ» в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области после получения представления прокурора был направлена информация об оснащенности фельдшерский пунктов (л.д.47-50).

Между тем, согласно представленной Министерством Здравоохранения информации о средствах для оснащения ФАП от 23.08.2024 №73ИОГВ-11.01/7968исх., денежные средства на оснащение оборудованием (компьютерами, мебелью, медицинским оборудованием) фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов Новоспасского района не выделялись. На территории Ульяновской области программы в части оснащения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов оборудованием не реализуются.

При этом, ссылка административного ответчика на дефицит областного бюджета, а также, что ГУЗ «Новоспасская районная больница» является юридическим лицом и должна нести ответственность по устранению выявленных нарушений, не является основанием для освобождения от исполнения указанных в иске требований и финансировании мероприятий.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.

Оснащение фельдшерского пункта оборудованием в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543. является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Отсутствие в фельдшерском пункте необходимого оборудования нарушает права пациентов, в том числе несовершеннолетних детей, а также работников учреждения, круг которых не определен.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнитьвозложенные на них законом обязанности по созданию условий для оказания медицинской помощи населению.

Министерство здравоохранения Ульяновской области, осуществляющий полномочия и функции Учредителя Учреждения от имени Ульяновской области, несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Новоспасского района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.

Непринятие ответчиками надлежащих мер по обеспечению ФАПов необходимым оборудованием является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Действительно, в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (приотсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

При этом средства обязательного медицинского страхования являются одним из источников финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области. Источниками финансового обеспечения также являются средства федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области. Объем средств обязательного медицинского страхования, выделенных ГУЗ «Новоспасская районная больница» составил: 2023 год ФАП с. Коптевка – 1174200,00 руб., 2024 год – ФАП с. Коптевка – 1069683,40 руб.

В письме директора ТФОМС Ульяновской области от 19.08.2024, адресованному прокурору Новоспасского района указано, что средства нормированного страхового запаса ТФОМС Ульяновской области на приобретение оборудования ГУЗ «Новоспасская районная больница» за 2023, январь-июля 2024 года не выделялись.

Медицинские организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуют на основании Устава, утвержденного в установленном порядке Департаментом.Предусмотрено обязательное планирование финансово-хозяйственной деятельности ГУЗ по доходам и расходам в части всех имеющихся источников финансирования: главный врач обеспечивает составление плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и представляет его на утверждение учредителю. В ГУЗ «Новоспасская районная больница» имеется утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности на 2023, 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов. По данным ГУЗ «Новоспасская районная больница» на обеспечение ФАП оборудованием необходимы денежные средства в размере 232940 руб. При этом, за период с 01.01.2024 по 31.07.2024 доходы ГУЗ «Новоспасская районная больница» от оказания платных услуг составили 10249976,92 руб., в том числен услуги по содержанию имущества – 36000 руб., увеличение стоимости основных средств – 44 500 руб. и 542505,60 руб. По лицевому счету доходы составили всего – 140652898,74 руб., из которых заработная плата – 92132914,10 руб., начисление на выплаты по оплате труда – 25631240,73 руб., увеличение стоимости основных средств – 1259206,00 руб., всего расходы составили - 154580754,84 руб.

Исходя из анализа норм приведенного выше законодательства на ГУЗ «Новоспасская районная больница» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащению медицинским оборудованием ФАПа. Однако, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАПа необходимым медицинским оборудованием, в силу вышеприведенных норм закона, является обязанностью и Министерства здравоохранения Ульяновской области, исполняющего полномочия и функции учредителя ГУЗ «Новоспасская районная больница».

Исковые требования прокуроране связаны с возложением на Министерство здравоохранения Ульяновской области субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.

Необходимость обеспечения ФАПа медицинским оборудованием за счет средств обязательного медицинского страхования, не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что ГУЗ «Новоспасская районная больница» является государственным бюджетным учреждением Ульяновской области, основным предметом деятельности которого является оказание медицинской помощи взрослому, детскому населению, а функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области, которое, в свою очередь, является органом исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющий обеспечение выполнения государственного задания, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником и по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств, суд считает, что требования прокурора законны и подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области противоречит закону. На ГУЗ «Новоспасская районная больница» следует возложить обязанность провести мероприятия по оснащению оборудованием фельдшерского акушерского пункта. При этом, поскольку Министерство здравоохранения Ульяновской области несет обязанность по осуществлению финансирования, то оснащение объекта здравоохранения – Коптевского фельдшерско-акушерского пункта оборудованием, в соответствие с требованиями закона, подлежит исполнению за счет выделяемых средств из бюджета Ульяновской области.

Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При решении вопроса об установлении срока исполнения решения, суд, с учетом характера спорных правоотношений, объема материальных затрат и времени, необходимости внесения изменений в бюджет, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, в целях обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов административного ответчика, считает предложенный пом. прокурора срок для исполнения решения до 28.02.2025, отвечает принципу разумности и подлежит установлению.

Следует отметить, что приналичие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением в порядке статьи 358 КАС РФ по вопросу отсрочки его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 175-180, 187 КАС РФ районный суд

решил:

иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области в отношении Коптевскогофельдшерско-акушерского пункта, расположенною по адресу<адрес> по оснащению в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543, следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды - 2 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальпый стол 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

Обязать ГУЗ «Новоспасская РБ» за счет выделяемых средств из бюджета Ульяновской области в срок до 28 февраля 2025 года, обеспечить оснащение Коптевскогофельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социальною развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543, следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды - 2 шт., тумбочки медицинские - 2 шт., стол манипуляционный - 1 шт., стол процедурный - 1 шт., стол инструментальный - 1 шт., пеленальпый стол 1 шт., кушетки медицинские - 2 шт., сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд.

Судья Л.И.Костычева

Решение изготовлено в окончательной форме 26 августа 2024 года

2а-1-145/2024 ~ М-1-149/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Государственное учреждение здравоохранения "Новоспасская районная больница"
Суд
Новоспасский районный суд Ульяновской области
Судья
Костычева Л. И.
Дело на сайте суда
novospasskiy--uln.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация административного искового заявления
26.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее