Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1550/2021 ~ М-1352/2021 от 23.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Навроцкой Н.А.    

при помощнике судьи                  Филатовой К.П.

с участием представителя административного истца по доверенности Рузаевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1550/2021 по административному исковому ООО «Волжский продукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Волжский продукт» обратилось в Самарский областной суд с административным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 000кв.м. расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты его права и обязанности так как влечет увеличение налоговых обязательств, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 330 000 руб на период с 01.01.2020 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 3 330 000 рублей.

Представитель административного истца по доверенности Рузаева Е.Н., в судебном заседании заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки", администрации г.о. Кинель, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя, оставляет принятие решение на усмотрение суда

Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, суд приходит к выводу о том, что требования ООО «Волжский продукт» подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 следует, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установлено, что ООО «Волжский продукт» является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 9 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства производственной базы, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 16.07.2021 года.

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 27 ноября 2020 года № 935 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.07.2021 следует, что датой определения кадастровой стоимости земельного участка является 01.01.2020 года и кадастровая стоимость установлена в размере 7 731 000 руб.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика

Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной и свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.     В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

    На основании ст. 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В обоснование требований административным истцом представлен Отчет об оценке от 14.04.2021 № 20/01-21/1-2, подготовленный ООО «<данные изъяты>».

Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная состоянию на 01.01.2020, составила 3 330 000руб

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке от 14.04.2021 № 20/01-21/1-2, подготовленный ООО «<данные изъяты>» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2020 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 года, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем требование об указании периода действия кадастровой стоимости, обязании Управления Росреестра п Самарской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости не подлежат удовлетворению

Положениями частей 2 и 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплены требования к решению суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, к числу которых относится не только соответствие его содержания статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, но и обязательность указания в его резолютивной части на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

Данные нормы процессуального закона конкретизированы в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Подобное содержание резолютивной части решения суда по данной категории дел обусловлено не только предметом заявленных административным истцом требований, возможным результатом удовлетворения которых является изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, но и производным от него вопросом об экономических последствиях рассмотрения такого спора - применении внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении его кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом названные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации не предполагают, что резолютивная часть такого решения суда должна содержать требование о возложении на административного ответчика обязанности по совершению в отношении административного истца каких-либо действий в целях восстановления его прав, свобод и законных интересов, поскольку их восстановление достигается самим фактом принятия судебного решения и его последующим применением для соответствующих целей.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из приведенных норм усматривается, что законодатель предусмотрел сроки и процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении на основании решения суда кадастровой стоимости объекта недвижимости. Данная процедура ввиду ее обязательности в силу закона подлежит соблюдению без какого-либо дополнительного указания на это в судебном акте.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 20.08.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ООО «Волжский продукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 9 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 330 000 копеек.

Датой подачи ООО «Волжский продукт» заявления в суд считать 20.08.2021.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.09.2021.

    

Судья                                Н.А. Навроцкая

3а-1550/2021 ~ М-1352/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ВОЛЖСКИЙ ПРОДУКТ"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Правительство Самарской области
Другие
Администрация г.о.Кинель Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Навроцкая Н. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
24.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Рассмотрение дела начато с начала
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее