Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
8 августа 2023 года <адрес>
Судья Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва Манчыылай С.Ш., при секретаре КЕВ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна директора (далее по тексту- МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык) ОВШ на постановление мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности ОВШ,
у с т а н о в и л :
постановлением мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ОВШ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОВШ обратился с жалобой, указывав на то, что с вынесенным постановлением он не согласен, так как в МБОУ СОШ № 1 села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна имеются металлодетектор, ручные металлоискатели, которые на момент проверки находились в пункте проведения государственного экзамена в МБОУ СОШ № 2 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна, установлены 22 видеокамеры, из них 5 наружных, 17 внутренних с выходом на видеорегистратор с записывающей функцией, вся территория СОШ под наблюдением, «мертвых» зон не имеется, Барун-Хемчикское ОВО – филиал ФГКУ «ОВО ВНГ России по РТ» по договору с СОШ оказывает услуги по приему тревожных извещений, подключенных к пульту централизованного наблюдения, в бюджете администрации кожууна отсутствуют финансовые средства для заключения дополнительного договора с ОВО об обеспечении пропускного режима, в связи с чем пропускной режим обеспечивают администраторы школы, прошедшие обучение на курсах охранников, в связи с чем просит назначенное административное наказание отменить, административное производство прекратить.
Лицо, привлеченное к административное ответственности ОВШ при рассмотрении жалобы поддержал свою жалобу, указав, что на приобретение оборудования системы контроля и управления, также турникета направлена заявка о заложении денежных средств.
Представитель прокуратуры Барун-Хемчикского района надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы не явился.
Выслушав ОВШ, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, при этом принимается во внимание, что жалоба подана ОВШ ДД.ММ.ГГГГ (постановление о привлечении к админитсративной ответственности им получено ДД.ММ.ГГГГ), срок обжалования должностным лицом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее – ФЗ №) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно части 3 статьи 5 ФЗ № федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Исходя из смысла вышеуказанных норм, а также Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации посредством издания соответствующих актов. Следовательно, ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренная частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае нарушения утвержденных Правительством Российской Федерации указанных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 24 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ № 1 с. Кызы-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна ОВШ к административной ответственности на основании ч.1 ст.20.35 КоАП РФ послужило нарушение требований к антитеррористической защищенности объекта.
По результатам рассмотрения материалов дела, мировым судьей судебного участка Барун-Хемчикского кожууна ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ОВШ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление о возбуждении дела с соблюдением требований порядка оформления протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки, форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).
В соответствии с положениями Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявлению потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов).
Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).
Разделом 3 Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; (п. п. "г" п. 24 Требований к защищенности объектов).
На основании пп. "б" п. 25 Требований в отношении объектов образования осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно справке о проверке требований к антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение изложенных требований в здании МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна пропускной режим для прохождения людей и транспортных средств не оборудован системами контроля и управления доступом (турникеты отсутствуют); у главного входа административного и учебного корпуса дежурит «охранник» из числа штатных работников учреждения, на момент проверки 7 эвакуационных выходов из здания закрыты на замок, имеющиеся наружные видеокамеры недостаточны, присутствуют «мертвые» зоны, недостаточное освещение территории по периметру и за ограждением из 4 прожекторов (рекомендуемое количество +8 штук), деревянное ограждение периметра территории из досок не соответствует требованиям, на некоторых участках ограждение требует ремонта, проходы для людей на территорию со свободным доступом, нет запирающих устройств.
Выявленные в ходе проверки-нарушения подтверждаются представленными в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением ОВШ от ДД.ММ.ГГГГ; справкой проверки требований к антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна и Барун-Хемчикским ОВО – филиал ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Тыва».
На основании совокупности собранных по делу доказательств, судья приходит к выводу, что все юридически значимые обстоятельства установлены, вина должностного лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района ОВШ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, доказана.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Управления образования администрации Барун-Хемчикского кожууна МША в адрес председателя администрации Барун-Хемчикского кожууна внесена заявка для финансирования по антитеррористической защищенности 11 образовательных организаций, в числе которых указана МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл-Мажалык.
Доводы ОВШ о том, что выявленные нарушения не могли быть устранены в связи с отсутствием финансирования Учреждения, также о том, что работники прошли обучение по охране, наличии в настоящее время металлоискателей, не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении данного правонарушения, поскольку на основании положений КоАП РФ, ссылка на отсутствие денежных средств на проведение указанных мероприятий и устранение нарушений частично в настоящее время не предусматривает освобождения от административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц, финансируемых из бюджета.
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ не устанавливает конкретных сроков для организации мероприятий, направленных для профилактики терроризма и борьбы с ним, следовательно, проведение таких мероприятий должно быть незамедлительным, предполагающим принятие своевременных, надлежащих и достаточных мер, что не следует из материалов дела.
Доказательств того, что отсутствовало достаточное финансирование на организацию мероприятий, направленных для профилактики терроризма и борьбы с ним, и именно это обстоятельство было единственной причиной неисполнения соответствующих мероприятий, по делу не установлено, о наличии таковых лицом, привлекаемым к административной ответственности, не названо.
В силу изложенного, оснований для освобождения ОВШ от административной ответственности либо прекращения производства, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, ст. 24.5 КоАП РФ по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ОВШ к административной мировым судьей ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены по доводам жалобы состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенного по делу акта в части назначенного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом нормы КоАП РФ не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе повторности совершенного правонарушения ввиду неисполнения ранее назначенного административного наказания.
Принимая во внимание, что административное наказание должно отвечать целям административной ответственности, не ограничивать имущественные права лица и представляться чрезмерным с точки зрения социальной справедливости, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие отягчающих обстоятельств и сведений о привлечении ОВШ к административной ответственности за совершение административных правонарушений, последствия материального характера для лица и то, что выплата штрафа налагает на лицо излишние обременения, ограничение прав, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при снижении административного штрафа в размере 30 000 рублей ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до минимального размера, предусмотренного частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть снижению с 30 000 рублей до 15 000 рублей.
Снижение размера санкции до 15 000 рублей соответствует характеру допущенного обществом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык ОВШ изменить, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей снизить до 15 000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ОВШ - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья С.Ш. Манчыылай