Судья: Зеленина С.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-11374/22
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-1092/22)
18 октября 2022 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Соболевой Ж.В. и Куршевой Н.Г.,
при секретаре – Корпуховой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Богданова И.В. на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 21 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Богданова И.В. к УФССП России по Самарской области, с участием третьего лица: Самарской Таможни о признании незаконными действия по не включению периода службы в стаж службы в таможенных органах и обязании включить стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения - оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснений в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя истца – Богданова И.В. – Синельникова А.Е., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика – УФССП России по Самарской области – Шпилевской В.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Богданов И.В. обратился в суд с иском о признании незаконными действия по не включению периода службы в стаж службы в таможенных органах и возложении обязанности включить стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения к ответчику УФССП России по Самарской области в обоснование своих требований указав, что в период с 2 января 1992 года по 15 июня 2002 года истец проходил службу в таможенных органах, с 17 апреля 2012 года по 31 мая 2020 года истец проходил службу в ФССП России, приказом от 20 мая 2020 года истец назначен с 1 июня 2020 года на должность сотрудника органа принудительного исполнения РФ, в настоящее время занимает должность старшего смены на объекте - СП по ОУПДС ОСП Октябрьского района г.о. Самара в специальном звании - подполковник внутренней службы. В соответствии со справкой Самарской таможни №721 от 14 января 2020 года истец проходил службу (работал) в таможенных органах РФ в период с 1 января 1992 года по 4 мая 1998 года, в соответствии с КЗоТ РФ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания и с 5 мая 1998 года по 15 июня 2002 года, на условиях контракта о службе в таможенных органах в соответствии с Федеральным законом РФ №114-ФЗ от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах РФ» в звании подполковника таможенной службы. Период службы в таможенных органах с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в должности начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями засчитывается Богданову И.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца выслуги лет в соответствии с Постановлением правительства РФ от 2 февраля 1998 года №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям». Истец уволен со службы в таможенных органах 15 июня 2002 года в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона РФ №114-ФЗ от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах РФ». Выслуга лет в таможенных органах в календарном исчислении на дату его увольнения составляла 13 лет 9 месяцев 3 дня. В приказе об увольнении выслуга лет в таможенных органах в льготном исчислении указывается только в случае, если сотрудник имеет право на назначение пенсии. В связи с тем, что истец уволен со службы в таможенных органах с выслугой менее 20 лет и не приобрел права на пенсию в таможенных органах, расчет выслуги лет для назначения пенсии Самарской таможней при увольнении не составлялся. Согласно ответу Самарской таможни от 22 октября 2020 года Богданов И.В. проходил службу (работал) в таможенных органах Российской Федерации: в период с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года в соответствии с КзоТ Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания в следующих должностях: с 2 января 1992 года по 9 марта 1993 года - инспектора Самарского таможенного поста Средневолжской территориальной таможни, с 10 марта 1993 года по 31 декабря 1993 года - старшего инспектора Самарского таможенного поста Средневолжской Территориальной таможни; с 1 января 1994 года по 10 мая 1994 года - старшего инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 11 мая 1994 года по 13 тюля 1994 года - ведущего инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 14 тюля 1994 года по 24 апреля 1995 года - главного инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 25 апреля 1995 года по 4 мая 1998 года - начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями Самарской таможни. Богданову И.В. были присвоены специальные звания: «инспектор таможенной службы II ранга» приказом ГТК России от 22 декабря 1992 года № 28-А; «инспектор таможенной службы 1 ранга» приказом ГТК России от 18 октября 1995 года № 106-А; «советник таможенной службы III ранга» приказом ГТК России от 31 марта 1997 года №38-А. С 5 мая 1998 года по 15 июня 2002 года Богданов И.В. проходил службу на условиях контракта о службе в таможенных органах в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 года №114 «О службе в таможенных, органах Российской Федерации» в следующих должностях: с 5 мая 1998 года по 22 сентября 1998 года - начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями Самарской таможни; с 23 сентября 1998 года по 25 июня 2000 года - начальника отделения исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил Самарской таможни; с 26 июня 2000 года по 15 июня 2002 года - заместителя начальника отдела — начальника отделения постановлений по делам об административных правонарушениях Самарской таможни. Богданову И.В. были присвоены специальные звания: «майор таможенной службы» приказом Самарской таможни от 5 мая 1998 года № 23-пр (во исполнение приказа ГТК России от 8 апреля 1998 года №200); «подполковник таможенной службы» приказом ГТК России от 11 апреля 2001 года №51-А. Весь период службы (работы) Богданова И.В. в таможенных органах Российской Федерации со 2 января 1992 года по 15 июня 2002 года был зачтен Самарской таможней в выслугу лет в таможенных органах для назначения и выплаты процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах в календарном исчислении в соответствии с нормативными документами, действовавшими в момент прохождения им службы. Период службы в таможенных органах с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в должности начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями засчитывается истцу в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца выслуги лет в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года №103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям». Истец уволен со службы в таможенных органах 15 июня 2002 года по основанию предусмотренному с п.п. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ, то есть по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. Выслуга лет в таможенных органах в календарном исчислении на дату увольнения составила 13 лет 9 месяцев 3 дня. Между тем, председателем и членами комиссии УФССП России по Самарской области при подписании заключения об установлении стажа службы (выслуги лет) истца для выплаты ему ежемесячной надбавки за стаж службы (выслуги лет) к окладу месячного денежного содержания, в соответствии с которым в стаж службы (выслуги лет) для выплаты Богданову И.В. ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) были засчитаны следующие подтвержденные соответствующими приказами и другими документами периоды службы (работы): с 25 августа 1982 года по 12 декабря 1985 года – срочная служба, с 5 мая 1998 года по 15 июня 2002 года - служба в таможенных органах и с 17 апреля 2012 года по 31 мая 2020 года - служба в ФССП. Таким образом, председателем и членами комиссии УФССП России по Самарской области безосновательно и незаконно были исключены периоды: служба Богданова И.В. в таможенных органах с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года, который был подтвержден ответом Самарской таможни от 22 октября 2020 года, справкой Самарской таможни №721 от 14 января 2020 года; и служба Богданова И.В. в таможенных органах с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в льготном исчислении (из расчета один месяц службы за полтора месяца). Истец с вышеуказанным заключением был ознакомлен лишь 25 ноября 2021 года, после чего им в адрес руководителя УФССП России по Самарской области было направлено обращение, в котором он просил предоставить мотивированный ответ, на каком основании из стажа исключены вышеуказанные периоды службы Богданова И.В. в таможенных органах. Данное обращение отправлено почтой 9 декабря 2021 года и получено адресатом 13 декабря 2021 года. Представителем УФССП истцу дан мотивированный ответ, с которым он не согласен. В период времени с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года истец проходил службу на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания, поэтому он не согласен с доводами УФССП о том, что истец работал в соответствии с КЗоТ РФ, который регулировал трудовые отношения между субъектами, но не правоотношения в системе правоохранительных органов.
На основании изложенного истец просил суд: 1) признать незаконными действия УФССП России по Самарской области по не включению периода службы Богданова И.В. в таможенных органах с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года, а также период службы в таможенных органах с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в льготном исчислении - из расчета один месяц службы за полтора месяца; 2) обязать УФССП России по Самарской области включить стаж службы (выслуги лет) Богданова И.В. в таможенных органах в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения периоды: с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года, с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в льготном исчислении – из расчета один месяц службы за полтора месяца, для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслуги лет); для перерасчета и выплаты надбавок за отработанный период времени; для назначения пенсии.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Богданов И.В. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Богданова И.В. судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить Богданову И.В. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года, как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с пунктом 1 части 6, частью 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, наряду с денежным довольствием подлежит выплате ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года №43 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».
Подпунктом "р" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года №43, предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации включается время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями федерального законодательства, Правительством Российской Федерации установлен различный порядок учета сотрудникам уголовно-исполнительной системы службы в таможенных органах при исчислении стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии и для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет): для назначения пенсии в выслугу лет подлежит включению период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) подлежит включению время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Из материалов дела видно, что истец - Богданов И.В. в период времени с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года проходил службу в таможенных органах на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания в следующих должностях: с 2 января 1992 года по 9 марта 1993 года – в должности инспектора Самарского таможенного поста Средневолжской территориальной таможни; с 10 марта 1993 года по 31 декабря 1993 года – в должности старшего инспектора Самарского таможенного поста Средневолжской Территориальной таможни; с 1 января 1994 года по 10 мая 1994 года – в должности старшего инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 11 мая 1994 года по 13 июля 1994 года – в должности ведущего инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 14 июля 1994 года по 24 апреля 1995 года – в должности главного инспектора отдела по борьбе с контрабандой Самарской таможни; с 25 апреля 1995 года по 4 мая 1998 года – в должности начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями Самарской таможни.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в указанное время истцу Богданову И.В. были присвоены специальные звания: «инспектор таможенной службы II ранга» приказом ГТК России от 22 декабря 1992 года №28-А; «инспектор таможенной службы 1 ранга» приказом ГТК России от 18 октября 1995 года №106-А; «советник таможенной службы III ранга» приказом ГТК России от 31 марта 1997 года № 38-А.
Судом первой инстанции также установлено, что с 5 мая 1998 года по 15 июня 2002 года истец - Богданов И.В. проходил службу на условиях контракта о службе в таможенных органах в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 года №114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в следующих должностях: с 5 мая 1998 года по 22 сентября 1998 года – в должности начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями Самарской таможни; с 23 сентября 1998 года по 25 июня 2000 года – в должности начальника отделения исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил Самарской таможни; с 26 июня 2000 года по 15 июня 2002 года – в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения постановлений по делам об административных правонарушениях Самарской таможни.
В указанные периоду истцу - Богданову И.В. были присвоены специальные звания: «майор таможенной службы» приказом Самарской таможни от 5 мая 1998 года №23-п.р (во исполнение приказа ГТК России от 8 апреля 1998 года №200); «подполковник таможенной службы» приказом ГТК России от 11 апреля 2001 года №51-А.
Заключением УФССП России по Самарской области об установлении стажа службы (выслуги лет) Богданову И.В. для выплаты ему ежемесячной надбавки за стаж службы (выслуги лет) к окладу месячного денежного содержания, в стаж службы (выслуги лет) для выплаты Богданову И.В. ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) были засчитаны следующие подтвержденные соответствующими приказами и другими документами периоды службы (работы): с 25 августа 1982 года по 12 декабря 1985 года служба в Вооруженных силах, с 5 мая 1998 года по 15 июня 2002 года служба в таможенных органах и с 17 апреля 2012 г. по 31 мая 2020 года служба в ФССП.
В стаж службы истцу ответчиком не засчитаны следующие спорные периоды: служба Богданова И.В. в таможенных органах с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года, и служба Богданова И.В. в таможенных органах с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в льготном исчислении (из расчета один месяц службы за полтора месяца).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
При разрешении гражданского дела судом первой инстанции не учтено, что в факт присвоения истцу специальных званий, утвержденных Указом Президента РФ от 24 октября 1992 года №1299 - инспектор таможенной службы I и II рангов, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и по существу стороной ответчика не оспаривался.
В связи с последующим вступлением в силу Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 25 мая 1998 года №505 «Вопросы приравнивания специальных званий сотрудников таможенных органов РФ» было определено, что специальные (персональные) звания должностных лиц таможенных органов РФ, присвоенные на основании Указа Президента РФ от 24 октября 1992 года №1299 - инспектор таможенной службы III, II и 1 рангов были приравнены к специальным званиям сотрудников таможенных органов, введенным Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 года №114-ФЗ – лейтенант, старший лейтенант и капитан таможенной службы.
Однако, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки данным доказательствам, указав, что приравнивание ранее присвоенных специальных званий сотрудникам таможенных органов вновь определенным специальным званиям, приведенным в Федеральном законе РФ от 21 июля 1997 года №114-ФЗ, не предусмотрено, а также ошибочно сослался на то, что приведенные нормы исчисления выслуги лет не применимы к сотрудникам органов принудительного исполнения, так как они предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы истца в таможенных органах в выслугу лет в случае, если такая необходимость возникла бы у истца как должностного лица таможенного органа.
Таким образом, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки спорному периоду службы истца в целях защиты его прав и законных интересов, обозначенных в исковом заявлении и применил ошибочное толкование регулирующих спорные отношения нормативных правовых актов, что повлекло не основанный на таких актах вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не имел специального звания.
Вместе с тем, суд первый инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в части требования о возложении на УФССП России по Самарской области обязанности включить Богданову Игорю Викторовичу в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 16 февраля 1998 года по 22 сентября 1998 года в льготном исчислении – из расчета один месяц службы за полтора месяца, поскольку определенный частью 3 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исчерпывающий перечень оснований и круга лиц, к которым применяется льготное исчисление выслуги лет в органах принудительного исполнения расширительному толкованию не подлежит, а доводы стороны истца об обратном основаны на неправильном толковании названных норм права, так как, по существу они основаны на подзаконных актах предусматривающих необходимость льготного исчисления выслуги лет по спорному периоду времени именно в таможенных органах Российской Федерации, но не в органах принудительного исполнения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, а кроме того выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в названной части и принять в данной части новое решение, которым удовлетворить рассматриваемый иск частично, - возложить на ответчика обязанность включить истцу в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Железнодорожного районного суда города Самары от 21 июня 2022 года – отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на УФССП России по Самарской области обязанности включить Богданову И.В. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года и принять в данной части новое решение, которым:
Исковые требования Богданова И.В. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца города <адрес>, паспорт гражданина РФ №, выдан отделением УФМС России по Самарской области в <адрес> (код подразделения №) ДД.ММ.ГГГГ) – удовлетворить частично и возложить на УФССП России по Самарской области обязанность включить Богданову И.В. в стаж службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения период замещения должности в таможенных органах Российской Федерации с 2 января 1992 года по 4 мая 1998 года.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Богданова И.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 октября 2022 года.
Председательствующий –
Судьи -