Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-236/2020 (3а-2586/2019;) ~ М-2241/2019 от 13.12.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-236/20 по административному исковому заявлению Понькина С.А. об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Устиновой Т.А.

представителя Понькина С.А. по доверенности Бернова Д.А.,

представителя министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Муртазина Ф.Р.,

У с т а н о в и л :

Понькин С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером .

Требование обосновано тем, что указанное нежилое здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим включено в Перечень необоснованно, поскольку используется как станция технического обслуживания и ремонта автомобилей. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.

Представитель административного истца по доверенности Бернов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание обоснованно включено в Перечень как объект торговли и оказания услуг, а также по критерию его расположения на земельном участке с разрешенным видом: под строительство каркасного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей.

Заинтересованное лицо: ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» не направило в суд своего представителя, просило рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.

В пункт указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером .

Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Понькину С.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 2757,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание имеет назначение: нежилое здание.

По сведениям технического паспорта в указанном нежилом здании располагаются кабинеты, лестницы, санузлы, буфет, подсобные помещения, комната отдыха, гардероб, душевая, мастерская, котельная.

Вместе с тем, термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», все другие помещения не подпадают под критерии офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем разрешенное использование: под строительство каркасного здания пункта технического обслуживания и выставочной площадки по продаже грузовых автомобилей, которое не предполагает безусловного размещения на нем объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не производились.

Из акта осмотра, выполненного 15 ноября 2019 года Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр размещения рекламы», следует, что в нежилом здании располагаются офисы площадью 174,8 кв. м., централизованное приемное помещение площадью 295,8 кв. м, конференц зал площадью 44,8 кв. м, автомойка площадью 225 кв. м., автосервис площадью 1150, 4 кв. м, склады площадью 242,9 кв. м, архив площадью 15 кв. м.

Офисы, централизованное приемное помещение, конференцзал, архив занимают площадь 530,4 кв. м., что от общей площади здания составляет 19,23 %.

Нежилое здание передано Понькиным С.А. в аренду обществу с ограниченной ответственностью «ЕвроАвтоЦентр» для использования в качестве сервисного центра по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей, изготавливаемых компанией ДАЙМЛЕР.

Из пояснений представителя административного истца и из письма общества с ограниченной ответственностью «ЕвроАвтоЦентр» следует, что в арендуемом здании осуществляется ремонт грузовых автомобилей, потребителями услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Суду представлены договоры оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей, заключенные в 2018-2019 годах, а также выписка по счету банка, из которых следует, что договоры заключались с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и ими производилась оплата за оказанные услуги.

Доказательств тому, что в арендуемом нежилом здании оказывались услуги физическим лицам, суду не предоставлено.

В силу вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу, то нежилое здание, фактически используемое арендатором для технического обслуживания грузовых автомобилей, не может быть признано объектом бытового обслуживания, поскольку не предоставлено доказательств оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей гражданам для семейных, бытовых нужд.

Доказательств тому, что нежилое здание фактически используется как объект торговли административный ответчик не предоставил.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование Понькина С.А. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2020 года.

3а-236/2020 (3а-2586/2019;) ~ М-2241/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Понькин С.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.12.2019Регистрация административного искового заявления
13.12.2019Передача материалов судье
16.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Подготовка дела (собеседование)
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее