Производство № 2-1188/2023
УИД 67RS0003-01-2023-000438-70
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Коршунова Н.А.,
при помощнике судьи Левенковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молош Валерия Викторовича, Ивановой Натальи Викторовны к Администрации Промышленного района г. Смоленска, Администрации г. Смоленска о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Молош В.В., Иванова Н.В. обратились в суд с данным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 05.12.2020 умерла мать истцов – Молош А.Д., после смерти которой было заведено наследственно дело у нотариуса Струженковой М.П. Истцы обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> который принадлежал наследодателю. Право собственности умершей на дом подтверждается дополнительным свидетельством о праве на наследство по закону, выданным 07.07.2009 врио нотариуса Смоленского городского нотариального округа ФИО1 реестровый номер 2-8022. Данное свидетельство выдано в дополнение к свидетельству о праве на наследство от 27.04.1989. Право наследодателя на вышеуказанное имущество имеет статус ранее учтенного объекта. Однако ответом нотариуса № 865 от 09.07.2021 в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на данный жилой дом отказано, поскольку, как указывает нотариус, рассматриваемый жилой дом принадлежит Молош А.Д. на праве собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, указанное свидетельство выдано на жилой дома площадью 29,7 кв.м., поскольку, по имеющимся в материалах наследственного дела сведениям из БТИ, остальные 55,7 кв.м. являются возведенными самовольно.
Истцы указывают, что рассматриваемый жилой дом строил ФИО2 (дедушка истцов) в 1956 г. Пристройку к дому возводил в период времени с 1976 по 1982 гг. отец истцов – Молош В.С. После возведения пристройки площадь дома изменилась, увеличилась до 85,4 кв.м. До 1988 г. собственником дома являлся дедушка истцов – ФИО2, который умер в 1988 г. После его смерти дом перешел в собственность его жене – ФИО3, которая умерла в 1999 г. Право собственности после нее по наследству перешло к нынешнему наследодателю – ФИО4 умершей 05.12.2020. Наследодатель ФИО4 унаследовала данный дом с уже существующей пристройкой в таких размерах, в которых он существует по настоящее время, общей площадью 85,4 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН, указанный дом стоит на учете с общей площадью 85,4 кв.м.; согласно выписке БТИ из технического паспорта объекта капитального строительства № 1275 П от 17.04.2009, указанный дом стоит на учете с общей площадью 85,4 кв.м. При этом истцы не имеют иной возможности признать право собственности на жилой дом, кроме как в судебном порядке.
Просят суд признать за собой в порядке наследования по закону право собственности на жилой дом, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 85,4 кв.м., оставшийся после смерти матери истцов, в равных долях – по ? за каждым.
Истцы Молош В.В., Иванова Н.В. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просили иск удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации г. Смоленска, Администрации Промышленного района г. Смоленска, а также третье лицо – нотариус Струженкова М.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно, надлежащим образом.
С учетом вышеизложенного, суд на основании ч.1 ст. 233 ГПК РФ, с согласия истцов, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения истцов, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 05.12.2020 умерла мать истцов – ФИО4 что подтверждается копией свидетельства о смерти.
Факт родства истцов с матерью подтверждается копией свидетельства о рождении Молош В.В.от 27.12.1976, и копией свидетельства о рождении Ивановой (девичья фамилия Молош) Н.В. от 17.03.1981.
После смерти ФИО4 заведено наследственно дело, которое находится у нотариуса Струженковой М.П.
Таким образом, истцы являются наследниками первой очереди по закону, иных наследников по делу не установлено.
Истцы обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который принадлежал наследодателю.
Право собственности умершей на дом подтверждается дополнительным свидетельством о праве на наследство по закону, выданным 07.07.2009 врио нотариуса Смоленского городского нотариального округа ФИО1 реестровый номер 2-8022. Данное свидетельство выдано в дополнение к свидетельству о праве на наследство от 27.04.1989. Право наследодателя на вышеуказанное имущество имеет статус ранее учтенного объекта.
Однако ответом нотариуса № 865 от 09.07.2021 в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на данный жилой дом отказано, поскольку, как указывает нотариус, рассматриваемый жилой дом принадлежит ФИО4 на праве собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, указанное свидетельство выдано на жилой дома площадью 29,7 кв.м., поскольку, по имеющимся в материалах наследственного дела сведениям из БТИ, остальные 55,7 кв.м. являются возведенными самовольно.
Истцы указывают, что рассматриваемый жилой дом строил ФИО2 (дедушка истцов) в 1956 г. Пристройку к дому возводил в период времени с 1976 по 1982 гг. отец истцов – ФИО4 После возведения пристройки площадь дома изменилась, увеличилась до 85,4 кв.м. До 1988 г. собственником дома являлся дедушка истцов – ФИО2 который умер в 1988 г. После его смерти дом перешел в собственность его жене – ФИО3 которая умерла в 1999 г. Право собственности после нее по наследству перешло к нынешнему наследодателю – ФИО4 умершей 05.12.2020. Наследодатель ФИО4 унаследовала данный дом с уже существующей пристройкой в таких размерах, в которых он существует по настоящее время, общей площадью 85,4 кв.м.
Так, согласно выписке из ЕГРН, указанный дом стоит на учете с общей площадью 85,4 кв.м.; согласно выписке БТИ из технического паспорта объекта капитального строительства № 1275 П от 17.04.2009, указанный дом стоит на учете с общей площадью 85,4 кв.м.
Согласно выписке БТИ из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства № 1452 от 13.05.2021, собственником значится наследодатель ФИО4
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как установлено судом, после смерти ФИО4 наследниками, изъявившими желание принять наследство, являются дети умершей – истцы по спору, которым 16.07.2021 выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении иного недвижимого имущества, оставшегося после смерти ФИО4
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя и пр.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность, участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Таким образом, учитывая, что истцам выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении части имущества, оставшегося после смерти матери, а также то обстоятельство, что рассматриваемый жилой дом принадлежал наследодателю ФИО4 на праве собственности уже с существующей пристройкой в таких размерах, в которых он существует по настоящее время (общей площадью 85,4 кв.м.), право собственности на рассматриваемый объект недвижимости также перешло к истцам в порядке наследования по закону, дополнительного установления юридического факта принятия наследства в данном случае не требуется.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194–198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Молош Валерия Викторовича, Ивановой Натальи Викторовны - удовлетворить.
Признать за Молош Валерием Викторовичем (<данные изъяты>), Ивановой Натальей Викторовной (<данные изъяты>) право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 85,4 кв.м., оставшийся после смерти ФИО4, умершей05.12.2020, в равных долях – по ? за каждым истцом.
При наличии уважительных причин препятствующих явке в суд, а также обстоятельств и доказательств которые могут повлиять на содержание решения суда, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.А. Коршунов