производство № 2-1537/2022
УИД 18RS0005-01-2022-001475-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Хайминой А.С., при секретаре судебного заседания Смолиной М.С.,
с участием помощника прокурора Устиновского района г. Ижевска ФИО1, представителей ответчика ФИО2 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на <данные изъяты>),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц (далее - истец), обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» (далее - МБОУ СОШ №, ответчик), которым просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, террористической безопасности, путем обеспечения охраны образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования образовательной организации охранной сигнализацией.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> по обращению гражданина проведена проверка соблюдения требований действующего федерального законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности образовательной организации - МБОУ СОШ №. Проведенной проверкой установлено, что в МБОУ СОШ № допускаются нарушения законодательства о противодействии терроризму. МБОУ СОШ № в соответствии с п. 2 раздела II Постановления Правительства РФ № 1006 относится к объектам 1 категории опасности. В силу п. 27 раздела III указанного Постановления в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В настоящее врем в образовательной организации данное требование не выполняется. Кроме того, в нарушение п. 27 раздела III Постановления Правительства № 1006 в МБОУ СОШ № отсутствует охранная сигнализация. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представлении об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Муханова М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ № - ФИО2 исковые требования признала частично. Дополнительно суду пояснила, что согласно паспорту организации присвоена вторая категория. Согласно постановлению Правительства № 1006 требование об охранной организации на вторую категорию не распространяется. Ими приняты меры, которые могли предпринять. За денежные средства, выделенные из бюджета, ни одна охранная организация не согласна работать, обращались в разные охранные организации. Принуждать к заключению договора у них нет полномочий. На сегодняшний день охранная сигнализация в школе отсутствует. На момент проверки паспорт организации отсутствовал, так как шел больше года.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СОШ № - ФИО3 поддержала позицию представитель ответчика МБОУ СОШ № - ФИО2
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
МБОУ СОШ № является юридическим лицом, зарегистрированным за ОГРН <данные изъяты>, к основному виду деятельности которого относится - образование среднее общение, к дополнительным видам деятельности относится - образование начальное общее, образование основное общее. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ. МБОУ СОШ № имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (серия <данные изъяты> №)
МБОУ СОШ № действует на основании Устава, утвержденного приказом Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.2, 1.3 Устава МБОУ СОШ № является некоммерческой организацией. Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Ижевск», в лице Администрации г. Ижевска. Юридический, почтовый, фактически адреса: Удмуртская республика, <адрес>
В соответствии с п. 1.12 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика в соответствии с законодательством.
Предметом деятельности учреждения является оказание услуг в сфере общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 2.2 Устава).
Согласно п. 3.1 Устава имущество, находящееся на балансе учреждения, закреплено за ним на праве оперативного управления, является собственностью муниципального образования «город Ижевск» и используется для достижения целей, определенных Уставом.
К компетенции учреждения в установленной сфере деятельности в том числе относится обеспечение в учреждении необходимых условий содержания обучающихся (пп. 14 п. 4.2 Устава).
Согласно п. 4.8 Устава учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской федерации порядке в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников упреждения.
В соответствии с п. 4.7 Устава учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
Согласно паспорту безопасности МБОУ СОШ №, утвержденному начальником Управления образования Администрации г. Ижевска ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ СОШ № относится к объектам 1 категории опасности, срок действия паспорта до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу паспорта безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена стороной ответчика при рассмотрении настоящего спора, учреждение отнесено ко 2 категории.
Прокурором Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики по результатам проверки в адрес директора МБОУ СОШ № внесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму, предложено принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
На указанное представление МБОУ СОШ № в адрес Прокуратуры Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики была предоставлена информация о том, что охрана объекта осуществлялась сотрудниками ООО «ОП «Щит» по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «ОП «Щит» расторгнут в связи с некачественным предоставлением услуг по охране объекта. Администрация МБОУ СОШ № обратилась в ООО «Безопасность+» с просьбой составить смету расходов и предоставить в адрес школы коммерческое предложение по установке охранной сигнализации. После предоставления коммерческого предложения администрацией школы буду предприняты действия для установки охранной сигнализации. Заместителю директора по АХР ФИО6 вынесено устное предупреждение по выявленным нарушениям. Целостность ограждения на территории МБОУ СОШ № восстановлена.
Требование прокурора Устиновского района г. Ижевска Удмуртской Республики МБОУ СОШ № в полном объеме не исполнено.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 2 ч. 13 ст. 30 названного Федерального закона № 384-ФЗ в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно п.п. 25, 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности, осуществляются в том числе, следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что МБОУ СОШ № на основании лицензии серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>.
Учредителем МБОУ СОШ № является муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации г. Ижевска.
Уставом определено, что учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
В соответствии с паспортом безопасности учреждение отнесено ко 2 категории опасности.
Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ СОШ № не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также не оборудована охранной сигнализацией.
По выявленным нарушениям директору МБОУ СОШ № прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления приняты меры к устранению нарушений закона.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела доказательств того, что указанные нарушения устранены, ответчиком не представлено.
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
В связи с чем, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения обязанности на МБОУ СОШ № привести помещение образовательной организации в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности (срок исполнения решения суда) (до ДД.ММ.ГГГГ), о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность устранить нарушения законодательства путем обеспечения охраны Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; путем оснащения охранной сигнализацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья А.С. Хаймина
Решения принято в окончательной форме 06 мая 2022 года.
Судья А.С. Хаймина