Дело № 2-6998/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Кызыла ДАО, представителя ответчика НАА,
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском (с учетом уточнений) к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» (да также- ООО «Сервис плюс», ответчик) о возложении обязанности устранения нарушений в сфере жилищно-коммунального законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения управляющими компаниями требований законодательства при эксплуатации и содержании детских игровых площадок. ООО «Сервис плюс» осуществляет управление общим имуществом домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес> Республики Тыва.
Проведенная прокуратурой города проверка показала, что детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях указанных домов находятся в ненадлежащем состоянии.
Просит обязать ответчика в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем:
- установки ограждений на детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях домов № по <адрес>, №а по <адрес>;
- установки ударопоглощающих покрытий на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес>;
- покраски оборудования на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес>, а именно: баскетбольных щитов, футбольных ворот, турников на придомовой территории <адрес>; скамеек, песочниц на придомовой территории <адрес>; малых архитектурных форм, песочниц, турников, мусорных баков на придомовой территории <адрес>;
- замены ржавых элементов детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес>, № по <адрес>, а именно: турника, баскетбольных щитов на придомовой территории <адрес>; деревянного ограждения на придомовой территории <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ДАО, действующая по доверенности, уточненный иск полностью поддержала.
Представитель ответчика ООО «Сервис плюс» - и.о. директора НАА пояснил, что ответчиком предприняты меры по устранению указанных нарушений, вместе с тем, некоторые нарушения возможно устранить только в весенний период времени, поэтому просит установить более длительный срок для устранения нарушений.
Представитель третьего лица Мэрии г. Кызыла в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия и удовлетворить иск прокурора.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что ООО «Сервис плюс» осуществляет управление общим имуществом многоквартирных домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес> Республики Тыва, что подтверждается сведениями Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также договором управления многоквартирным домом.
Согласно выписками из ЕГРН и приложенным фотографиям указанные прокурором в иске детские игровые площадки расположены на придомовых территориях поименованных многоквартирных жилых домов.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта «б» пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Пункт 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, устанавливает, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.
Согласно подпункту 7.1 пункта 7 ГОСТа Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 24.06.2013 №182-ст (далее – ГОСТ Р 52301-2013), эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета конструкции оборудования, требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем, установки, обслуживания и ремонта оборудования, климатических условий и условий эксплуатации оборудования.
Подпунктом 7.2 пункта 7 ГОСТа Р 52301-2013 предусмотрено, что эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяцев, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
В соответствии с п. 2 раздела «Внешнее благоустройство» Перечня основных работ по текущему ремонту зданий и объектов Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» к основным работам по текущему ремонту объектов относится ремонт, укрепление, замена отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок, дворовых уборных, мусорных ящиков, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников и т.д.
Как следует из материалов дела, детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес> Республики Тыва, находятся в ненадлежащем состоянии, что зафиксировано справкой прокурора и приложенными фотографиями.
Подпунктом 7.8 пункта 7 ГОСТа Р 52301-2013 установлено, что мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают проверку и подтягивание узлов крепления, обновление окраски оборудования, обслуживание ударопоглощающих покрытий, смазку подшипников, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов, обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей), восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня, обслуживание пространства зон безопасности.
Между тем, на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов многоквартирных домов № по <адрес>, № по <адрес>, №а по <адрес> Республики Тыва, отсутствуют ударопоглощающие покрытия.
В суде представитель ответчика указывал на то, что в качестве ударопоглощающего покрытия допустимо использовать песок, однако в материалы дела ответчиком не представлено доказательств того, что на указанных площадках имеется какое-либо ударопоглощающее покрытие, в том числе покрытие в виде песка, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52301-2013.
Также на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях вышеуказанных домов, не обновлена окраска оборудования, а именно: а именно: баскетбольных щитов, футбольных ворот, турников на придомовой территории <адрес>; скамеек, песочниц на придомовой территории <адрес>; малых архитектурных форм, песочниц, турников, мусорных баков на придомовой территории <адрес>.
Согласно подпункту 7.5 пункта 7 ГОСТа Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Проведенной прокурором проверкой выявлено отсутствие информационных табличек на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях вышеуказанных домов.
В силу подпункта 7.7 пункта 7 ГОСТа Р 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. Согласно подпункту 7.9 пункта 7 указанного ГОСТа ремонтные работы включают замену крепежных деталей, сварку, замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок), замену структурных элементов оборудования.
На детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес>, №а по <адрес>, имеются неисправности качелей, детских горок, металлические конструкции не закреплены, сломаны скамейки.
Согласно п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» в работы по содержанию придомовой территории в теплый период гола входит подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Согласно подпункту 4.3.3. пункта 4 ГОСТа Р 52169-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 № 1148-ст) элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов).
На элементах детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес>, № по <адрес>, имеется ржавчина и коррозия, а именно: коррозия турника, гниение элементов баскетбольных щитов на придомовой территории <адрес>; гниение деревянного ограждения на придомовой территории <адрес>.
Таким образом, детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях вышеуказанных многоквартирных домов, относящиеся к общедомовому имуществу, создают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, круг которых не определен.
То обстоятельство, что детские игровые площадки не были переданы управляющей компании, не освобождает управляющую компанию от исполнения приведенных требований закона.
Так, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приложением N 7 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания, утвержденному Приказу Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 (далее - Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания) в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов в раздел "Внешнее благоустройство" включены ремонт, укрепление, замена отдельных участков ограждений и оборудования детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок.
Работы по благоустройству дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок согласно приложению N 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания включены перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.
Таким образом, вышеуказанными нормами материального права на управляющую организацию прямо возложена обязанность по содержанию общего имущества, в том числе игровых и спортивных площадок многоквартирных жилых домов, вне зависимости от собственника и пользователя земельного участка, на котором расположено общее имущество многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что ответчик является организацией, в полномочия которого входят обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, включая игровые площадки, при этом установлено, что детские игровые площадки находятся в ненадлежащем состоянии, то при таких обстоятельствах иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Учитывая пояснения представителя ответчика о возможности проведения некоторого вида работ только в весеннее время, суд устанавливает срок исполнения решения – в течение трех месяцев дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем выполнения следующих мероприятий:
- установить ограждения на детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях домов: № по <адрес> Республики Тыва; №а по <адрес> Республики Тыва;
- установить ударопоглощающие покрытия в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов: № по <адрес> Республики Тыва; № по <адрес> Республики Тыва; №а по <адрес> Республики Тыва;
- покрасить оборудование на детских игровых площадках, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес> Республики Тыва; № по <адрес> Республики Тыва; №а по <адрес> Республики Тыва, а именно: баскетбольные щиты, футбольные ворота, турники на придомовой территории <адрес> Республики Тыва; скамейки, песочницы на придомовой территории <адрес> Республики Тыва, малые архитектурные формы, песочницы, турники, мусорные баки на придомовой территории <адрес> Республики Тыва;
- заменить ржавые элементы детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях домов № по <адрес> Республики Тыва; № по <адрес> Республики Тыва, а именно: турника, баскетбольных щитов на придомовой территории <адрес> Республики Тыва; деревянного ограждения на придомовой территории <адрес> Республики Тыва.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Судья Л.Т. Сватикова