№ 4а-222/19
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 апреля 2019 года г. Махачкала
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Дагестан Орцханов А.И., рассмотрев жалобу представителя 1 Светланы – адвоката Эмирбекова А.М. на постановление Дербентского городского суда от 16 февраля 2018 года и решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО28 Светланы,
установил:
16 февраля 2018 года ОВМ ОМВД России по г. Дербенту в отношении гражданки Республики Молдова – ФИО29 Светланы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, согласно которого гражданка Республики Молдова – ФИО30 Светлана находилась (пребывала) на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации после истечения срока действия визы.
Постановлением Дербентского городского суда от 16 февраля 2018 года ФИО31 Светлана признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2.000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением Кодрян Светланы до административного выдворения в Центр временного содержания иностранных граждан.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2018 года указанное постановление Дербентского городского суда от 16 февраля 2018 года в части дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ изменено на административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.19 КоАП РФ, адвокат Эмирбеков А.М. просит судебные постановления изменить, исключив из него наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Республики Дагестан Орцханова А.И. от 29 марта 2019 года дело об административном правонарушении (№ 5-78/18) истребовано и 12 апреля 2019 года поступило в Верховный Суд Республики Дагестан.
Проверив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2018 года ОВМ ОМВД России по г. Дербенту установлен факт нахождения (пребывания) на территории Российской Федерации гражданки Республики Молдова – ФИО32 Светланы, 11.08.1990 г.р., с нарушением режима пребывания, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Факт совершения гражданкой Республики Молдовы – 1 Светланы административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтвержден сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении № 930368 от 16 февраля 2018 года (л.д.3), копией паспорта (л.д.6), выпиской ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.4).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 1 Светлана прибыла на территорию РФ 28 апреля 2017 года. По факту продления сроков пребывания, выдаче патента либо разрешения на работу, оформления документов для получения разрешения на временное проживание в УФМС России по Республике Дагестан в течение срока пребывания на территории РФ не обращалась.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по истечении указанного срока 1 Светлана пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, т.е. является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Однако при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не было учтено то обстоятельство, что у 1 Светланы имеется 1 ребенок 1, 22 июля 2014 года рождения, являющийся гражданином РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 15 сентября 1990 года, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая 1 детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что у Кодрян Светланы на территории Российской Федерации проживает малолетний ребенок, являющийся гражданином РФ, что подтверждается свидетельством о рождении, в котором отцом ребенка указан гражданин 1, то считаю, что постановление Дербентского городского суда от 16 февраля 2018 года и решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2018 года подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение 1 дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу адвоката Эмирбекова А.М. в интересах 1 Светланы удовлетворить.
Постановление Дербентского городского суда от 16 февраля 2018 года и решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении 1 Светланы изменить: исключить из них указание на назначение 11 Светалане дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Дагестан А.И. Орцханов