Мировой судья Надежин А.Ю. Дело №11-20/2023
22MS0097-01-2023-000985-78
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с.Поспелиха 07 августа 2023 года
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В., при секретаре Чигаревой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 21 апреля 2023 года по делу по иску ООО «ВторГеоРесурс» к Ауловой Анастасии Владимировне и Аулову Алексею Николаевичу о взыскании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ВторГеоРесурс» обратилось к мировому судье судебного участка Поспелихинского района Алтайского края с иском к ответчикам о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: п.им.<адрес>.
Истец просил взыскать: задолженность за период с <данные изъяты> года в размере 6570 рублей 01 копейка, пени за просрочку в размере 753 рубля 89 копеек, в счет возврата государственной пошлины 400 рублей, судебные издержки в сумме 63 рубля.
В обоснование исковых требований указал, что является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя деятельность в Рубцовской зоне Алтайского края.
В соответствии с п.8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» региональный оператор выполнил свои обязательства, разместив в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте https://www.vtorgeo.com/yur-licam адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления отходов, утвержденных Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Ответчики, являясь собственниками жилого помещения, расположенного в п.им.<адрес> по адресу <адрес>, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не выполнили, в связи с чем за период с ноября ДД.ММ.ГГГГ года возникла указанная задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского районного суда Алтайского края от 21 апреля 2023 года исковые требования полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение мирового судьи отменить.
В обоснование жалобы указали, что между ними и истцом каких-либо договорных отношений не возникло, поскольку письменный договор между ними и истцом заключен не был. Персональные данные истцом получены без согласия ответчиков. В п.им.<адрес> отсутствует оборудованное место для выноса мусора. Истец не всегда во время исполнял обязанности.
В судебное заседание представитель истца и ответчики не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит положениям ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и Обществом с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края №867/18-РО от 6 декабря 2018 года, ООО «ВторГеоРесурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - постановление №1156 от 12.11.16) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - постановление №354 от 06.05.2011) «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно п.8(7) постановления №1156 от 12 ноября 2016 года в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) постановления №1156 от 12 ноября 2016 года в установленный законом срок, договор на оказание услуг по обращению с твердым коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с требованиями пункта 8(17) постановления №1156 от 12 ноября 2016 года региональный оператор выполнил свои обязательства, разместив в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте https://www.vtorgeo.com/vur-licam адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО были опубликованы в печатном издании «Алтайская правда» №242 от 25 декабря 2018 года.
В силу п.8(18) постановления №1156 от 12 ноября 2016 года до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно п.9(1) Приложения №2 к постановлению №354 от 6 мая 2011 года размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, в основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется: на основании нормативов накопления отходов, утвержденных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 октября 2017 года №215, в размере 0,121 м3 в месяц на одного проживающего за период с 01 января 2019 года по 31 июня 2021 года; на основании нормативов накопления отходов, утвержденных Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 декабря 2020 года №432, для многоквартирных домов (МКД) в размере 0,1209 м3 в месяц, для индивидуальных жилых домов (ИЖС) в размере 0,1250 м3 в месяц на одного проживающего с 01 июля 2021 года по настоящее время; единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 13 декабря 2018 года №514, в размере 567,76 рублей за м3.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 марта 2019 года №49 пересмотрен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2019 год, в связи с чем, размер платы за 1 м3 за 2019 год составляет 545,95 рублей.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года №566 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2020 год: размер платы за 1 м3 за 2020 год составляет 530,72 рублей.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 декабря 2020 года №499 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края: на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года за 1 м3 составляет 530,72 рублей;на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года за 1 м3 составляет 516,40 рублей.
Ответчики являются собственниками жилого помещения по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН и не оспаривается ответчиками.
В соответствии с ч.1,2 ст.153 Жилищного кодекса РФ наниматели, собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст.169 Жилищного кодекса РФ.
Часть 3 ст.154 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 Гражданского кодекса РФ).
В силу п.11 ст.155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п.86 постановления от 06 мая 2011 года №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно п.п.«д» и «е» п.4 настоящих Правил.
В соответствии с п.91 указанного постановления перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно п.148 (36) которых при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п.56 (2) Правил).
Согласно п.34, 41, 42 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, потребитель обязан:
- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку;
- информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Суд первой инстанции установил, что ответчики не обращались к истцу с письменным заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги до начала периода, то есть до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ), что не оспаривается самими ответчиками.
Принимая во внимание приведенные выше правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции находит доводы, приведенные ответчиками в апелляционной жалобе, несостоятельными и необоснованными.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции в данной части правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, поскольку ООО «ВторГеоРесурс» оказывало услуги по вывозу и утилизации отходов, а ответчики фактически принимали данные услуги, либо имели реальную возможность пользоваться этими услугами, между сторонами сложились отношения, которые в силу п.3 ст.438 Гражданского кодекса РФ обоснованно признаны судом договорными.
Доказательств неоказания, либо некачественно оказанной коммунальной услуги ответчиками не представлено, как и не представлено доказательств самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности, в том числе данных о заключении договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, о нарушении экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Мамонтовского сельсовета Поспелихинского района Алтайского края, в п.им.<адрес> места для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы. Твердые коммунальные отходы собираются бестарным способом каждый вторник с 08 часов до 20 часов.
Наличие задолженности подтверждается выпиской из лицевого счета, расчет задолженности судом проверен и обоснованно признан верным.
Объем коммунальной услуги должен рассчитываться исходя из количества фактически проживающих лиц в жилом помещении.
Ответчики являются собственниками указанного жилого помещения и проживают в нем семьей, состоящей из четырех человек. Этот факт ответчиками не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья Антонова Н.В.