Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-712/2023 ~ М-682/2023 от 11.07.2023

<данные изъяты>

№ 2-712/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                                    21 августа 2023 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего - судьи Петелиной М.С.,

при секретаре – Шатрава Н.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-712/2023 по иску Акамова Николая Викторовича, Чудиновой Тамары Эмильсоновны к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о передаче в муниципальную собственность доли земельного участка,

установил:

    Акамов Н.В., Чудинова Т.Э. обратились в суд с иском к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о передаче в муниципальную собственность доли земельного участка.

Обосновывая заявленные исковые требования, истцы указывают, что им на праве общей долевой собственности принадлежит каждому по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 17.06 2014 г.

Право собственности на другую ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок ни за кем не зарегистрировано, доля земельного участка не является также и муниципальной собственностью, что следует из выписки из ЕГРН от 14.06.2023 г. В случае принятия ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка в муниципальную собственность, истцов, как у участников долевой собственности возникает возможность воспользоваться своим правом преимущественной покупки указанной доли вправе на земельный участок в порядке ст. 250 ГК РФ, и зарегистрировать своё право на основании договора купли-продажи доли земельного участка.

В связи с чем, просят обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять в муниципальную собственность ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Истцы Акамов Н.В., Чудинова Т.Э. и их представитель Мойса О.Б., выступающий на основании письменного ходатайства в судебное заседание не явились, будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку истцов и представителя не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Представитель ответчика ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлёнными о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях просят рассмотреть данное исковое заявление в их отсуствие, решение оставляют на усмотрение суда (л.д. 96-97). Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку представителя ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд находит иск ФИО4, ФИО5 подлежащим удовлетворению в полном объёме.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1 ст.40).

Основания возникновения права пользования жилыми помещениями, предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Согласно п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, к муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу ч.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма.

ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец п. ФИО2 <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ФИО3 <адрес> (л.. 53).

Согласно свидетельству о рождении матерью ФИО1 является Чудинова Т.Э.(л.д. 54, 51).

Из свидетельства о рождении Акамова Н.В. следует, что его отцом является ФИО1 (л.д. 51).

На основании договора купли-продажи в праве общей собственности на жилой дом и доли в праве общей собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 купил у ФИО8 ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д.41).

Из передаточного акта к договору купли-продажи в праве общей собственности на жилой дом и доли в праве общей собственности на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 в соответствии с договором купли-продажи передала, а покупатель ФИО1 принял ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.42).

Согласно постановлению от 23.04.2007 г. № 428-п об утверждении проекта границ земельного участка, выделяемого в счёт ? доли в собственности, следует, что утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д.86).

Из выписки из ЕГРН от 08.08.2023 г. следует, что Акамову Н.В. и Чудиновой Т.Э. на праве общей долевой собственности принадлежит каждому по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 81-82).

Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 48 кв. м.., объект недвижимости снят с кадастрового учёта 02.03.2023 (л.д. 49-50).

ФИО4 и ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит каждому по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 17.06 2014 г., перешедшее после смерти ФИО4, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними 24.07.2014 г. (л.д. 11-14).

По состоянию на 09.08.2023 г. сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Тюменской области отсутствуют (л.д. 88).

В списках членов хозяйства по адресу: <адрес> значатся: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения(глава) и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (глава), ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж) (л.д. 100).

Из актовой записи о заключении брака, следует, что ФИО11 и ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, жене присвоена фамилия Суворова (л.д. 98,107).

Из актовых записей о смерти следует, ФИО10, 1924 года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 75); ФИО11, 1927 года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 107).

Наследственные дела после смерти ФИО10 и ФИО11 не заводились, на день их смерти совместно и в течение 6 месяцев со дня и сери зарегистрированных нет (л.д. 74,87,89,108).

Указанное спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью, право собственности публично-правового образования, или право частной собственности на это жилое помещение не зарегистрировано, в реестры государственного имущества Тюменской области и федерального имущества Российской Федерации данное помещение не включено, что подтверждается сообщением Департамента имущественных отношений Тюменской области от выпиской из реестра муниципальной собственности, выпиской из реестра муниципальной собственности от 05.09.2022 г., сведениям МТУ «Росимущества» от 08.08.2023 г., сообщением ГКУ Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации» от 25.07.2023 г. (л.д.45,78-90).

Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок по состоянию на 03.01.2002 г., собственниками указаны ФИО8 (вступившая в наследство после смерти ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО10 на основании справки выданной администрацией Петелинского сельского совета Ялуторовского района Тюменской области (л.д. 102-104).

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (часть 2).

Частью 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Согласно положений статей 1,2 и 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передаче в собственность в порядке приватизации подлежат только жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, занимаемые гражданами на основании договоров социального найма.

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

До принятия постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность» все объекты, независимо от того, на чьем балансе они находились, являлись государственной собственностью.

Согласно п. 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.

Приложением 3 Постановления определялся перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, которые состояли из объектов социальной направленности, служащих удовлетворению потребностей населения соответствующих муниципалитетов, это: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие его жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной структуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, находящиеся на территории муниципалитетов предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта).

Статья 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении ФИО6 по месту расположения объекта.

Из анализа указанных норм материального права судом установлено, что при приватизации государственных предприятий либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в их ведении, подлежал передаче в муниципальную собственность.

Следовательно ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по поводу которой возник спор, подлежала передаче в муниципальную собственность в силу закона.

Суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов муниципального образования должна осуществляться, в том числе и исходя из интересов населения.

Принимая во внимание все изложенное, суд полагает, что в рассматриваемом случае неисполнение Администрацией Ялуторовского района Тюменской области обязанности, возложенной на нее законом, в частности по принятию ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по поводу которой возник спор, в муниципальную собственность, нарушают права граждан.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не принимались меры по принятию ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность, доказательств иного ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования о возложении обязанности на ФИО3 <адрес> принять в муниципальную собственность ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:21:0801005:4, общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Акамова Николая Викторовича, Чудиновой Тамары Эмильсоновны к Администрации Ялуторовского района Тюменской области о передаче в муниципальную собственность доли земельного участка – удовлетворить в полном объёме.

Обязать Администрацию Ялуторовского района Тюменской области ИНН 7207007534 принять в муниципальную собственность ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 5228+/-25 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-712/2023 ~ М-682/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чудинова Тамара Эмильсоновна
Акамов Николай Викторович
Ответчики
Администрация Ялуторовского района
Другие
Мойса Олег Борисович
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Судья
Петелина Марина Сергеевна
Дело на странице суда
yalutorovsky--tum.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2023Подготовка дела (собеседование)
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее