Дело №2-2139/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2021 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,
при секретаре Летягиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Долгопрудного в интересах ФИО2 к отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Долгопрудного обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области, Министерству образования Московской области и с учетом уточненного искового заявления просит суд признать за ФИО2 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области, обязать отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области включить ФИО6 в указанный список. В обоснование требований прокурор г. Долгопрудного указал, что прокуратурой г. Долгопрудного по обращению ФИО2 проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО2 установлено попечительство ФИО5, проживающей по адресу: <адрес> определением места жительства несовершеннолетнего ФИО2, по месту жительства попечителя. ФИО2 поставлен на учет подопечных отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня. ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Малмыжского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> установлено право на предоставление жилого помещения ФИО2, 2002 г.р. в соответствии с действующим законодательством. Согласно ответу управления образования Администрации Малмыжского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, 2002 г.р., не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Малмыжского района Кировской области, и не обеспечивался жилыми помещениями на данной территории. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня о включении в список детей-сирот и детей из их числа. ФИО2, заключением от ДД.ММ.ГГГГ №.ОП заведующей отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня возвращены представленные документы, в связи с тем что обеспечение жилым помещением ФИО2 относится к расходным обязательствам Кировской области и жилое помещение ФИО2, как лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено в Кировской области. В ходе изучения личного дела ФИО2 и изучения актов проверки условий жилого помещения установлено, что адресом фактического проживания ФИО2 является квартира, занимаемая по адресу: <адрес>. Полагая, что ФИО2 должен быть включен в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Помощник прокурора г. Долгопрудного Московской области в судебное заседание явилась, требования уточненного искового заявления поддержала в полном объеме.
ФИО2, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области, Министерства образования Московской области в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям указанным в письменном отзыве на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требования в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО2. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО2 установлено попечительство, попечителем назначена ФИО5, место жительство несовершеннолетнего ФИО2, определено по месту жительства попечителя по адресу: <адрес> (л.д. 39-40).
Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет подопечных, место жительство ФИО2 определено по месту жительства попечителя ФИО5 на период попечительства по адресу: <адрес> (л.д. 37-38).
ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из выписок из домовой книги, справки с места жительства усматривается, что ФИО2 был зарегистрирована по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14, 16).
В соответствии с характеристикой, выданной АОУ школы №10 г. Долгопрудного от декабря 2021 ФИО2 обучался в указанной школе в период 2019-2020 года. В настоящее время ФИО2 является студентом 2 курса Института общественных наук ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерациии», что следует из представленной в материалы дела справки от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ прикреплен к Долгопрудненской ЦГБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получал медицинскую помощь в Долгопрудненской ЦГБ что следует из ответа ГБУЗ МО ДЦГБ на запрос прокурора <адрес>, медицинской истории пациента.
В материалы дела представлены акты проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ из которых усматривается, что адресом фактического проживания является: <адрес> (л.д. 46-57).
Из выписки из ЕГРН следует, что за ФИО2 зарегистрировано право собственности на ? долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 41-43).
Заключением администрации Малмыжского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, необходимости обеспечения ФИО2 жилым помещением, включив его в список граждан подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Постановлением администрации Малмыжского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлена невозможность проживания ФИО2 2002 года рождения в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 18).
Из справки ОНДПР Малмыжского района следует, что в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара, огнем полностью уничтожен жилой дом по адресу: <адрес>, проверкой установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, не причастен к возникновению произошедшего пожара (л.д. 21).
Из письма МКУ Управления образования администрации Малмыжского района Кировской области следует, что ФИО2 не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Малмыжского района Кировской области, и не обеспечивался жилыми помещениями на данной территории.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня о включении в список детей-сирот и детей из их числа. ФИО2, заключением от ДД.ММ.ГГГГ №.ОП отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня возвращены представленные документы, в связи с тем что обеспечение жилым помещением ФИО2 относится к расходным обязательствам Кировской области и жилое помещение ФИО2, как лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено в Кировской области.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу с ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей.
Поскольку судом установлено, что ФИО2 с 2019 года по настоящее время проживает в Московской области, г.о. Долгопрудный, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, которые ничем не опровергнуты, места жительства в ином субъекте не имеет, учитывая, что жилое помещение в котором ФИО2 был постоянно зарегистрирован и которое находилось у него в долевой собственности уничтожено в результате произошедшего пожара, при этом ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан подлежащим обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, ФИО2 имеет право на включение в список детей-сирот и лиц из их числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Кировской области на постоянное место жительства в Московскую область, не может являться основанием для лишения ФИО2 права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования прокурора г. Долгопрудного о признании за ФИО2 права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области, и обязании отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области включить ФИО2 в указанный список подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Долгопрудного в интересах ФИО2 к отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области.
Обязать отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Долгопрудный и Лобня Московской области включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Долгопрудного Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е. Золотницкая
Мотивированное решение составлено 21.01.2022.