Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1096/2020 от 28.10.2020

Судья Горбов Б.В. дело № 21-1096/2020

(№ 12-316/2020)

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2020 года г. Симферополь

Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Формуса Юрия Витальевича на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 от 29 июня 2020 года , решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Крымская Компания» (далее – ООО «Транспортная Крымская Компания», общество, юридическое лицо),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 от 29 июня 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 октября 2020 года, ООО «Транспортная Крымская Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 410 000 рублей.

Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник общества Формус Ю.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Законный представитель ООО «Транспортная Крымская Компания», будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитник Формус Ю.В. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил её удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника, изучив материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 5 сентября 2019 года, в период с 12 час. 20 мин. до 14 час. 30 мин., Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО4 проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ООО «Транспортная Крымская Компания», в ходе которой установлено, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , находящегося в пользовании общества, выявлен факт несанкционированного складирования отходов (отходы грунта, образовавшиеся при проведении землеройных работ, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, отходы затвердевшего строительного раствора в кусковой форме) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов, в том числе на открытом грунте.

Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что в ходе проверки установлено, что пользователем земельного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, на основании договора субаренды от 1 декабря 2018 года , заключенного с ФИО6», является ООО «Транспортная Крымская Компания».

Согласно условиям вышеуказанного договора у общества в пользовании находится бетонированная площадка, расположенная по вышеуказанному адресу в районе литеры «Д», общей площадью 600 кв. м (выявленное место несанкционированного размещения отходов), которая согласно пункту 1.3 приказа ООО «Транспортная Крымская Компания» от 15 апреля 2019 года предназначена для складирования отходов грунта и строительных отходов 5 класса опасности.

Также при визуальном обследовании установлено, что место несанкционированного складирования отходов выходит за границы территории, используемой ООО «Транспортная Крымская Компания».

С целью определения отнесения веществ к отходам производства и потребления, их видам и классам опасности, сотрудниками ГАУ РК «Центр лабораторного анализа и технических измерений» произведен отбор проб отходов для проведения лабораторных исследований их состава и свойств.

Согласно результатам проведенных исследований (протоколы измерений №, выявленные отходы относятся к 4 и 5 классам опасности.

Также, сотрудниками ГАУ РК «ЦЛАТИ» на месте загрязнения территории земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу и прилегающей территории, был произведен отбор проб почв для проведения лабораторных исследований их состава и свойств. Согласно результатам проведенных исследований (протоколы измерений № установлены превышения ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) свинца и нефтепродуктов (относительно фона) в почве.

24 сентября 2019 года по результатам рассмотрения материалов проверки, поступивших из Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, в отношении ООО «Транспортная Крымская Компания» государственным инспектором Республики Крым, специалистом 1 категории отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО4 на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Транспортная Крымская Компания» по части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением должностного лица административного органа от 24 октября 2019 года с целью определения площади несанкционированного складирования отходов производства и потребления на земельном участке, находящемся в пользовании у ООО «Транспортная Крымская Компания», по делу назначена экспертиза, производство которой поручено ГАУ РК «ЦЛАТИ».

Согласно заключению геодезиста общая площадь несанкционированного складирования отходов производства и потребления составляет 1160 кв.м, а именно: на земельном участке, находящемся в пользовании у ООО «Транспортная Крымская Компания» (кад.номер: ), на бетонной поверхности площадь отходов составила 480 кв. м., за границами указанного участка на открытом грунте - 680 кв.м.

Придя к выводу, что общество осуществило складирование отходов за границами бетонной площадки, чем допустило причинение вреда земле как компоненту окружающей среды, чем были нарушены требования статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении общества 17 марта 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого постановлением от 29 июня 2020 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соглашаясь с выводами должностного лица административного органа, и, оставляя постановление по делу без изменения, судья городского суда исходил из того, что вина ООО «Транспортная Крымская Компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Между тем состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными признать нельзя в силу следующего.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Определяя порядок привлечения к административной ответственности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1). К их числу, в частности, отнесены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения (пункты 1 - 3 указанной статьи). Данные обстоятельства, будучи элементами состава административного правонарушения, подлежат установлению по каждому делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для его правильного разрешения.

Установление виновности предполагает доказывание вины субъекта и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено понятие вреда окружающей среде.

Так, вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Из данного определения следует, что ухудшение состояния окружающей среды, не принявшее таких форм, как деградация и истощение, не носит характера экологического вреда.

Протокол об административном правонарушении, иные материалы дела, а также постановление по делу об административном правонарушении не содержат в себе каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что складирование ООО «Транспортная Крымская Компания» отходов за границами бетонной площадки привело к негативному изменению окружающей среды, нарушило функционирование природных или природно-антропогенных объектов, привело к деградации экологической системы или истощению природных ресурсов.

Кроме того, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом согласно части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе, результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 17 марта 2020 года в отсутствие законного представителя ООО «Транспортная Крымская Компания» или его защитника, однако, сведения о том, что протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был направлен в адрес юридического лица, в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом административного органа не была проверена правильность составления протокола об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа не возвратило протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении от 17 марта 2020 года получен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он подлежит исключению из числа доказательств по делу, в связи с чем не может быть положен в основу состоявшихся по делу актов.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу актов.

Вышеуказанные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй городского суда в нарушение статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела оставлены без должного внимания и оценки.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, учитывая, что материалы дела не содержат в себе достаточной совокупности допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии в действиях ООО «Транспортная Крымская Компания» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

жалобу защитника Формуса Юрия Витальевича удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО3 от 29 июня 2020 года , решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Крымская Компания» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.А. Шидакова

21-1096/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Транспортная Крымская Компания"
Другие
Формус Юрий Витальевич
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Шидакова Оксана Арсеновна
Статьи

ст. 8.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--krm.sudrf.ru
28.10.2020Материалы переданы в производство судье
28.10.2020Материалы переданы в производство судье
23.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее