Мировой судья судебного участка №7
Серовского судебного района Свердловской области
Постников А.Ю.
Дело №11-87/2023 (№2-6/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Серов Свердловской области 18 октября 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Шагиахметовой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ООО «Компания «РИФЕЙ» к Вяткиной Екатерине Алексеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе ответчика Вяткиной Екатерины Алексеевны на решение мирового судьи судебного участка № 7 Серовского судебного района Свердловской области Постникова А.Ю. от 07.02.2023
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Компания «Рифей» обратилось к ответчику Вяткиной Е.А. с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.02.2020 по 31.08.2020 в размере 5 616 рублей 12 копеек, пени за просрочку оплаты за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 16.11.2022 в размере 2 263 рубля 76 копеек с последующим начислением от даты вынесения решения по день фактического исполнения денежного обязательства за каждый день просрочки в порядке, предусмотренном ч.14 ст. 155 ЖК РФ, исходя из ставок, действующих в соответствующие периоды, кроме того судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.
В обоснование своих требований истец указал, что ООО «Компания «РИФЕЙ» является поставщиком коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а ответчик является потребителем данной коммунальной услуги. Ответчик Вяткина Е.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. По указанному адресу за период с 01.02.2020 по 31.08.2020 истцом была оказана коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства перед истцом по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, задолженность по данной услуге за период с 01.02.2020 по 31.08.2020 составляет 5 616 рублей 12 копеек. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по оплате данной услуги начислена пеня в размере 2 263 рубля 76 копеек за период с 01.03.2020 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 16.11.2022. Данные суммы были взысканы с Вяткиной Е.А. судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 от 12.10.2020, по заявлению ответчика, определением от 28.10.2020 судебный приказ отменён. Однако, сумма задолженности ответчиком не оплачена до настоящего времени.
Решением мирового судьи судебного участка № 7 Серовского судебного района Свердловской области от 07.02.2023, исковые требования ООО «Компания «РИФЕЙ» удовлетворены в полном объеме.
23.03.2023 ответчиком Вяткиной Е.А. подана апелляционная жалоба, в которой она указала, что с решением не согласна. Считает, что материалы дела не содержат доказательств предоставления истцом оказания услуги. В спорный период услуга по вывозу твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, п.г.т. Сосьва, <адрес>, не оказывалась, мусорных контейнеры по данному адресу не установлены, бесконтейнерный сбор в спорный период времени не производился. Договор с истцом об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов не заключала. Согласно ст. 781 ГК РФ услуга подлежит оплате только после фактически оказания услуги, услуги которые не были оказаны, оплате не подлежат. В связи с чем, с исковыми требованиями не согласен. Просит отменить решение мирового судьи и принять новое.
01.06.2023 от истца ООО «Компания «РИФЕЙ» поступило возражение на апелляционную жалобу. В представленном возражении указано на то, что на официальном сайте регионального оператора rif.ecotko.ru ООО «Компания «РИФЕЙ» 07.12.2018 и в Областной газете от 12.12.2018 №229 (8529) опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, услуга переходит из категории жилищных в коммунальные, а также текст типового договора. Опираясь на положения ст. 30, 154 ЖК РФ, ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, указал, что отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на потребителя. Оплата за оказание услуги начисляется собственнику на основании трёх показателей: количество проживающих граждан, норматив накопления ТКО, тариф на услугу обращения с ТКО. Поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО носит публичный характер, то он признаётся заключённым не только в случае оплаты потребителем услуг, но и в случае фактического потребления. Таким образом, в силу приведённых положений закона с ответчиком заключен договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и у должника имеется обязанность по оплате данной коммунальной услуги. Информация о единых тарифах на услуги по обращению с ТКО регионального оператора размещена на сайте оператора rif.ecotko.ru. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен в Правилах №. Нормативы накопления ТКО утверждены Постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> №-ПК от 30.08.2017 №-ПК от 28.06.2018 и составляет для жилого <адрес>,190 куб.м., для многоквартирного – 0,169 куб.м. на человека в месяц. Таким образом, отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты оказания услуг Региональным оператором. Ответственность за не заключение договора по обращению с ТКО возложена на потребителя. Вяткина Е.А., как потребитель коммунальной услуги лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором. Доказательств внесения спорного объекта в иной договор, доказательств заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с иными региональными операторами, равно как и доказательств отсутствия у ответчика образовавшихся отходов, не представлено. Не направление Вятиной Е.А. проекта договора, а также обстоятельства заключения договора, не указаны в законе в числе оснований для его расторжения. Доводы ответчика о том, что данным видом услуг он не пользуется, являются несостоятельными, поскольку у потребителя – собственника жилого дома, есть самостоятельная обязанность обеспечить вывоз ТКО путем заключения договора с региональным оператором, что прямо предусмотрено в ст. 30 ЖК РФ. Отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от дома ответчика не указывает на некачественное оказание ему услуги по вывозу ТКО или отсутствие такой услуги, т.к. имеется возможность выбрасывать мусор путем его размещения на контейнерных площадках, расположенных рядом с домом. Вяткина Е.А. проживает в индивидуальном жилом доме, в процессе его жизнедеятельности образуются ТКО, которое данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Организация накопления ТКО не относится к компетенции Регионального оператора. Данная обязанность отнесена законодательством РФ к ведению органов местного самоуправления. У ответчика имеется задолженность по данной коммунальной услуге, которая не погашена. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы Вяткиной Е.А. отказать, решение мирового судьи судебного участка №7 Серовского судебного района Свердловской области от 07.02.2023 оставить без изменения.
В судебное заседание представитель истца, ответчик не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены. Вместе с этим, в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Серовского районного суда Свердловской области.
Принимая во внимание, что о дате и времени рассмотрения жалобы стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3).
Согласно п.2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст.327.1 ГПК РФ), суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, подтверждается письменными доказательствами о том, что собственником жилого помещения - <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, является Вяткина Е.А., вид права: собственность.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивает коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункты 3,4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.2 ст.432 ГК Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п.2 ст.437 ГК Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8(8) – 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в п.п. 148(4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2)).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, и признается заключенным, в том числе, и в случае фактического потребления услуги.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Уполномоченный орган) и региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Компания «Рифей», региональный оператор обязуется обеспечить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО в Северной зоне, указанной в п. 2 настоящего соглашения (п.1.1).
Согласно п. 2 соглашения, Зона деятельности оператора определена в соответствии с Территориальной схемой.
Описание Зоны деятельности Регионального оператора приведено в приложении № к настоящему соглашению.
Согласно Приложению № к соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО в Зону деятельности Регионального оператора ООО «Компания «Рифей» входит Сосьвинский городской округ пгт. Сосьва
В соответствии с агентским договором №А-15/06/18 от 15.06.2018, заключённым между ООО «Компания «Рифей» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент), последнее приняло на себя обязательство в интересах Принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала в Зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Свердловской области в Северном АПО в части услуги по обращению с ТКО, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, из содержания общего имущества исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27 февраля 2017 г., применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).
В соответствии с пунктом 4(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
На основании п.1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Из требований п.1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (п.2 ст.437 ГК РФ).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п.3 ст.438 ГК РФ).
Таким образом, в силу ст.426 ГК РФ договор оказания услуги по обращению с ТКО является публичным. Цена услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") и Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Из содержания п.8(17) разд.I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Следовательно, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г., договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абз. 2 пункта 148(1)).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (абз. 1 пункта 148(2) Правил N 354).
В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что по смыслу п.3 ст.438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, чтобы лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме. Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО, могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов, оплата услуг регионального оператора по выставляемому счету и т.д.).
Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО) осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным, как для Потребителя (в данном случае ответчика Вяткиной Е.А.), так и для Регионального оператора.
Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребители не образовывали ТКО и не пользовались услугами регионального оператора, ответчиком не представлено.
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, мировой судья, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ответчиком и ООО «Компания «Рифей» был заключен на условиях типового договора.
В соответствии с ч.1 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестным фактом является то, что в результате обычной деятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным, поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, направленных на присоединение к публичному договору.
Доводы ответчика о том, что данным видом услуги он не пользуется, не могут быть приняты во внимание, поскольку у потребителя - собственника жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, что прямо предусмотрено ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик проживает в индивидуальном жилом доме, в процессе жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, ответчик самостоятельно их не вправе утилизировать.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что ответчик не пользуется площадками для сбора отходов, которые установлены на территории пгг. Сосьва, либо заключил договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией суду Вяткиной Е.А. не представлено.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Ответчик считает, что фактически услуга по обращению с ТКО ему не оказывается, т.к. рядом с домом отсутствует контейнерная площадка.
Между тем сам факт отсутствия мест размещения контейнеров у дома ответчика не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами ответчиком, поскольку места вывоза твердых бытовых отходов определяются органом местного самоуправления, тогда как на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором.
В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Ч.2 ст.21 и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.10 вышеназванного Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Доказательств, подтверждающих заключение ответчиком договоров на утилизацию твердых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, доказательств отсутствия нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, ими суду не представлено. Соответствующим закону способом обращения с твердыми коммунальными отходами является передача накопившихся (образовавшихся) в период жизнедеятельности ответчика твердых коммунальных отходов региональному оператору. Оборот таких отходов должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению потребителя.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, без нарушения санитарного законодательства, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности его семьи, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно п. п. в. п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений - со дня возникновения права собственности на жилое помещение или иного законного права пользования жилым помещением, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п.148(34) Правил предоставления коммунальных услуг). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п.148(36) Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Кроме того, п. 56 (2) названных Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из приведенного обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес Регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения (п. 148 (25) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1156).
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Из представленных истцом доказательств, имеющихся в материалах дела, следует о том, что ближайшим местом сбора ТКО от <адрес>, являлось место бесконтейнерного (мешочного) сбора ТКО по графику еженедельно по понедельникам и четвергам с остановкой спецтехники у <адрес>.
Разрешая заявленные исковые требования ООО "Компания «Рифей", суд апелляционной инстанции исходит из того, что ответчик Вяткина Е.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, ООО "Компания РИФЕЙ" оказывает услуги по вывозу ТКО, в связи с чем, ответчику направлялись платежные извещения по оплате услуг по обращению с ТКО, в соответствии с действовавшими объемом оказанной услуги и тарифами в соответствующие периоды; в период с 01.02.2020 по 31.08.2020 ответчик надлежащим образом не выполнял обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, вследствие чего, за ним образовалась задолженность в размере 5 616 рублей 12 копеек. Доказательств в подтверждение обратного Вяткиной Е.А. не представлено.
Представленный ООО "Компания РИФЕЙ" расчет задолженности на сумму 5 616 рублей 12 копеек Вяткина Е.А. по существу не оспаривала; иного расчета в судебное заседание не представила; добровольно задолженность по оплате данной услуги не погашена.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, определена ООО "Компания РИФЕЙ" верно.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку все они являлись предметом исследования судом первой инстанции, им дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, с которой суд соглашается.
Нарушений судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, п. 2 ст.328, 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №7 Серовского судебного района Свердловской области от 07.02.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Вяткиной Екатерины Алексеевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий Н.А. Холоденко