Дело №2-248/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Вытегра 11 ноября 2020 года
Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,
с участием истца Смирновой Е.И.,
представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) Галафеевой Ю.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Дикаловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Е.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнова Е.И. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в Вытегорском районе) от 25.06.2020 № 259 об отсутствии права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований истец указала, что её сын С.А.А. ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом с детства ввиду наличия заболевания – <данные изъяты> была назначена пенсия, выдано удостоверение. Статус инвалида её сын имел до ДД.ММ.ГГГГ до этого же времени получал пенсию, в дальнейшем инвалидность продлена не была. Сына она воспитывала до совершеннолетия, в связи с чем просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет.
В ходе судебного разбирательства истец Смирнова Е.И. исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Смирнова Е.И. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ её сыну С.А.А. был поставлен диагноз <данные изъяты> Лечащий врач Вологодской областной детской больницы выдала на руки эпикриз, с этим документом она обратилась в органы соцзащиты Вытегорского района и сыну была назначена пенсия. С ДД.ММ.ГГГГ они наблюдались <данные изъяты>, получали пенсию по инвалидности, после 2003 года инвалидность продлевать не стали. Сын все время проживал с ней.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Вытегорском районе Галафеева Ю.А. исковые требования не признала, поскольку не представлен документ, который подтверждает, что С.А.А.. являлся ребенком-инвалидом до 18 лет. Выплатного дела на С.А.А. у них не имеется, так как документы были уничтожены вследствие затопления архива.
Свидетель С.А.А. суду показал, что в <данные изъяты> заболел их ребенок и до ДД.ММ.ГГГГ получал пенсию по инвалидности.
Свидетель К.Е.Н. суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ года ребенок С.А.А. был признан ребенком-инвалидом, она интересовалась у матери состоянием его здоровья.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичное положение содержалось в подпункте 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.12. Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (пункты 1, 1.1, 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях") – подпункт «г»; подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях") – подпункт «д».
Согласно пункту 74 Перечня документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В судебном заседании установлено, что Смирнова Е.И. ДД.ММ.ГГГГ является матерью С.А.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Согласно справки БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больницы» С.А.А. проходил стационарное лечение <данные изъяты>
С.А.А. был признан инвалидом детства и в период ДД.ММ.ГГГГ его мать Смирнова Е.И, являлась получателем пенсии, что подтверждается удостоверением № № выданным управлением по социальным вопросам Вытегорского района, а также медицинской картой амбулаторного больного (л.д.7, 9-10).
Смирнова Е.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Вытегорском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в чем решением ответчика от 25.06.2020 № 259 ей было отказано ввиду не предоставления документа, подтверждающего, что С.А.А. являлся ребенком-инвалидом до 18 лет.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 03.11.2009 года N 1365-О-О, подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.
На дату установления ребенку истца инвалидности – 27.04.1998 порядок признания ребенка инвалидом регулировался Приказом Минздрава РФ от 04.07.1991 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет", согласно пункту 4 которого, медицинское заключение по установленной форме оформлялось детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими, центральными районными и районными больницами и поликлиниками, поликлиниками на водном и железнодорожном транспорте, специализированными диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом".
Медицинское заключение оформлялось за подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или заместителя главного врача по медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего ребенка на инвалидность, заверялось круглой печатью и в 3-дневный срок направлялось в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдавалась справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка - инвалида направлено в отдел соцобеспечения. Указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.05.2000 N 161.
На основании медицинского заключения, оформленного в соответствии с вышеназванным Порядком органы социального обеспечения назначали ежемесячное пособие (пункт 5 Инструкции "О порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий инвалидам с детства в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 года N 469 "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства", утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 15 октября 1979 года N 437).
В копии медицинской карты детской поликлиники амбулаторного больного С.А.А. ДД.ММ.ГГГГ содержится запись о том, что он ДД.ММ.ГГГГ являлся инвалидом детства, наблюдается у <данные изъяты> (л.д. 9-10).
Из копий выписных эпикризов С.А.А. следует, что он подлежит получению пособия на основании приказа Минздрава РСФСР от 04.07.1991 № 117 по пункту 2, Б, 4. Выписной эпикриз подписан лечащим врачом и заведующим отделением (л.д.96-98).
При указанных обстоятельствах утрата оригинала справки о направлении медицинского заключения на ребенка - инвалида в отдел соцобеспечения не должно ограничивать право истицы на досрочную страховую пенсию как родителя ребенка, являвшегося инвалидом.
Из имеющейся в материалах дела выписки из поквартирной карточки по <адрес> (л.д. 89), следует, что С.А.А. с момента рождения до достижении возраста 8 лет и далее проживал вместе с матерью Смирновой Е.И. и отцом Смирновым А.А., что также подтвердила истец в судебном заседании, а также это следует из медицинской карты, где имеется отметка о месте жительства С.А.А. – <адрес>
Таким образом, поскольку Смирнова Е.И. воспитала до 8 лет своего сына С.А.А.., являвшегося инвалидом с детства, имеет страховой стаж более 15 лет, ей должна быть назначена досрочная страховая пенсия по старости с момента достижения ею возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
С ответчика, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию в пользу истца уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирновой Е.И. удовлетворить.
Признать решение начальника ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) от 25.06.2020 № 259 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Смирновой Е.И. недействительным и не порождающим правовых последствий.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) назначить Смирновой Е.И. досрочную страховую пенсию по старости с 13.09.2020.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе Вологодской области (межрайонное) в пользу Смирновой Е.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Д.В. Скресанов.
Мотивированное решение составлено 17.11.2020.