Дело № 2-419/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 24 января 2024 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мардановой С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Меркушевой У.Е.,
с участием представителя истца - помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костыревой Е.Н.,
представителей ответчика ООО «Тодос-М» - Чистякова В.В., действующего на основании доверенности от 24.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тодос-М» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
истец Березниковский природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «Тодос-М» о возложении обязанности. Исковые требования мотивированы тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ..... № проведена проверка исполнения ООО «Тодос-М» законодательства об охране атмосферного воздуха. Основным видом деятельности ООО «Тодос-М» является производство кирпича и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Для осуществления данной деятельности ООО «Тодос-М» эксплуатирует производственную площадку, карьер и очистные сооружения. Производственная площадка поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 2 категории (код объекта №П). Карьер поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 3 категории (код объекта №П).
В результате деятельности ООО «Тодос-М» образуются сточные воды, которые посредством канализационно-насосной станции перекачиваются на очистные сооружения ....., расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Обществу на праве собственности. Кроме того, ООО «Тодос-М» принимает по договору хозяйственно-бытовые сточные воды ООО «..... В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения общий объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод ООО «Тодос-М», а также его абонента - ООО «.....», поступающих на очистные сооружения ....., составляет ..... тыс.куб.м/год.
Очистные сооружения являются объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем такой объект подлежит постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
В нарушение действующего законодательства об охране окружающей среды очистные сооружения ООО «Тодос-М» на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, до настоящего времени не поставлены.
Кроме того, ООО «Тодос-М» до настоящего времени не разработало и не согласовало программу производственного экологического контроля для очистных сооружений, не провело инвентаризацию выбросов и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также до настоящего времени не разработало и не направило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для очистных сооружений.
Также ООО «Тодос-М» не согласовало с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию ..... мероприятия по регулированию выбросов, образующихся в результате эксплуатации очистных сооружений, при наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
На момент проверки указанные нарушения законодательства также допущены при эксплуатации ООО «Тодос-М» производственной площадки и карьера.
В целях устранения нарушений законодательства Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой руководителю ООО «Тодос-М» ..... внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения законодательства в части разработки природоохранной документации для производственной площадки и карьера устранены, однако для очистных сооружений вышеназванные требования не исполнены.
Неисполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной и достоверной информации об источниках выбросов загрязняющих веществ, их качественных и количественных характеристиках, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных статьей 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец просит возложить на ответчика ООО «Тодос-М» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: осуществить постановку очистных сооружений на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для очистных сооружений; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать программу производственного экологического контроля для очистных сооружений; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для очистных сооружений; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию ..... мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Представитель истца - помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчика ООО «Тодос-М» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал на согласие с исковыми требованиями, пояснил, что в настоящее время обществом принимаются меры к устранению имеющихся нарушений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
В силу части 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и тугими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно статье 76 Федерального закона № 7-ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ..... № проведена проверка исполнения ООО «Тодос-М» законодательства законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 10, 75-83).
Основным видом деятельности ООО «Тодос-М» является производство изделий из бетона для использования в строительстве и добыча общераспространенных полезных ископаемых (л.д. 11-14, 99-108).
Для осуществления данной деятельности ООО «Тодос-М» эксплуатирует производственную площадку, карьер и очистные сооружения. Производственная площадка поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 2 категории (код объекта №П). Карьер поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 3 категории (код объекта №П).
В результате деятельности ООО «Тодос-М» образуются сточные воды, которые посредством канализационно-насосной станции перекачиваются на очистные сооружения ....., расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Обществу на праве собственности. Кроме того, ООО «Тодос-М» принимает по договору хозяйственно-бытовые сточные воды ООО «.....». В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения общий объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод ООО «Тодос-М», а также его абонента - ООО «.....», поступающих на очистные сооружения ....., составляет ..... тыс.куб.м/год.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федерального закона № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВОС), определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.1 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
Государственный учет ОНВОС включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (п.2 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ ОНВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет ОНВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки) относится ко II категории негативного воздействия.
Следовательно, очистные сооружения являются объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем такой объект подлежит постановке на государственный учет ОНВОС.
В нарушение пункта 2 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ
очистные сооружения ООО «Тодос-М» на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, до настоящего времени не поставлены (л.д. 29,30).
В силу пункта 1 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п.1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).
ООО «Тодос-М» до настоящего времени не разработало и не согласовало программу производственного экологического контроля для очистных сооружений (л.д.55-74).
В силу части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВОС проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В нарушение части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка проведения инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды №, Общество не провело инвентаризацию выбросов и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Между тем, ООО «Тодос-М» до настоящего времени не разработало и не направило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для очистных сооружений.
В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Минприроды России от ..... № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее - Приказ №) требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение указанных Требований ООО «Тодос-М» мероприятия по регулированию выбросов, образующихся в результате эксплуатации очистных сооружений, при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию ..... не согласовало.
В целях устранения нарушений законодательства Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой руководителю ООО «Тодос-М» ..... внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, которое рассмотрено и удовлетворено частично, нарушения законодательства в части разработки природоохранной документации для производственной площадки и карьера устранены, однако для очистных сооружений вышеназванные требования не исполнены (л.д.84-92).
Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанностей, поскольку их неисполнение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о её состоянии.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования «.....» подлежит взысканию госпошлина.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░» (░░░ №; ░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ..... ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░-░» (░░░ №; ░░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (.....).
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ -