дело № 5-475/2021
УИД 16RS0046-01-2020-008651-84
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
31 мая 2021 года город Болгар,
Республика Татарстан
Судья Спасского районного суда Республики Татарстан Д.С. Поляков,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Пахомова О.Г. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Татарской АССР, гражданина Российской Федерации, <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, ул. им. Вертынской, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим советником отдела государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия О.В. Верия в отношении О.Г. Пахомова, ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 27 минут О.Г. Пахомов на автомобиле марки «Лада – 2170» с государственным регистрационным знаком Т057ТО 116 rus, передвигался по территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, входящей в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО на основании решения Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО № СОМ 8В.42, тем самым нарушил требования законодательства об объектах культурного наследия, а именно, требования, установленные приказом Министерства культуры Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства".
Действия О.Г. Пахомова должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, квалифицированы по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении О.Г. Пахомов, должностное лицо – ведущий советник отдела государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия О.В. Верия и свидетель А.Н. Тумаев уведомлённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обратились.
Исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие вышеназванных лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Болгарский государственный историко-архитектурный музей заповедник включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии с частью 1 статьи 56.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в отношении историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», государственной охране подлежат расположенные в границах территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия - ансамбли и достопримечательные места.
Границы территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении территории Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника».
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении территории Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника» Министерством культуры Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №, которым утверждены границы территории Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и режим их использования.
В силу пункта 2.3 приказа Министерства культуры Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № через территорию заповедника запрещен проезд грузового транспорта, проезд других видов транспорта ограничен и строго регламентирован.
Объект культурного наследия федерального значения «Городище «Болгар» - столица Болгарского государства» поставлен на государственную охрану на основании постановления Совета Министров ТАССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О мероприятиях по улучшению состояния, охраны, реставрации и популяризации памятников культуры, находящихся на территории Татарской АССР», постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», постановления Совета Министров ТАССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры Татарской АССР» (далее - объект).
Границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище «Болгар» - столица Болгарского государства», X - XV вв., расположенного по адресу: <адрес>, утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище «Болгар» - столица Болгарского государства» (номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия № (приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р).
Согласно утвержденному режиму использования территории объекта запрещено, в том числе, движение автотранспорта, за исключением спецтранспорта для обслуживания туристов, служебного транспорта и хозяйственной техники музея-заповедника, экстренных служб (скорая помощь, МЧС, пожарные), стоянка транспорта вне установленных мест, устройство загонов для скота.
Вышеуказанные территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и объекта культурного наследия федерального значения «Городище «Болгар» - столица Болгарского государства» входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО «Болгарский историко-археологический комплекс» на основании решения Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО № COM 8В.42.
В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса, то есть за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Данная правовая позиция изложена в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 этого же Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях само по себе является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в том числе исключающим возможность обсуждения вопросов о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения, виновности лица.
Действия О.Г. Пахомова должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, квалифицированы по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год и исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении О.Г. Пахомова дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, срок давности привлечения О.Г. Пахомова к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может.
Следует отметить, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении О.Г. Пахомова подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пахомова О.Г. прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Спасский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Д.С. Поляков