Судья Орлова С.Г. Дело № 7р-263/2019
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 2 сентября 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
Черновой В.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должность> государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» Гриднева М.С., родившегося <дата> в
<...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. от 17 мая 2019 года <№> <должность> государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» (далее – ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер») Гриднев М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 июля 2019 года, вынесенным по жалобе Гриднева М.С., указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Чернова В.В. просит решение судьи отменить, дело направить на новее рассмотрение в суд, считая его незаконным.
Гриднев М.С. для рассмотрения жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил. При таких обстоятельствах в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника
Гриднева М.С. Нагаевой И.А., просившей оставить решение судьи городского суда без изменения, исследовав материалы дела об административном правонарушении <№>, дела по жалобе Гриднева М.С., полагаю, что предусмотренных законом оснований для отмены решения судьи не имеется.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи.
Статьей 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату утверждения аукционной документации) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе следующие: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1); документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (пункт 6).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № 1380 утверждены Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Особенности описания лекарственных препаратов), в соответствии с
пунктом 2 которых заказчики при описании в документации о закупке помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают: лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.); дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается:
1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности; остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, «не ранее 1 января 2020 года» или «не менее 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).
В силу подпункта «в» пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Пунктом 6 указанных Особенностей описания лекарственных препаратов установлена возможность в описании объекта закупки указывать на характеристики, предусмотренные подпунктами «в» - «и» приведенного документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела и постановления о назначении административного наказания, 15 февраля 2019 года <должность> ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» Гридневым М.С. утверждена документация о проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций на поставку лекарственного препарата «Паклитаксел».
Извещение о проведении электронного аукциона
<№> размещено в единой информационной системе
18 февраля 2019 года.
В соответствии с техническим заданием (часть II документации), заказчик в обоснование требований к поставке лекарственного препарата в конкретных объемах (объем наполнения первичной упаковки – 23,3 мл и (или) 25 мл) сослался на пункт 6 Особенностей описания лекарственных препаратов. Согласно техническому заданию указание данных требований обусловлено тем, что вводимая доза препарата рассчитывается индивидуального на основании площади тела пациента. С учетом того, что инструкции по применению препарата не содержат информации о стабильности веществ, возможности хранения вскрытых упаковок препарата, неиспользуемые остатки лекарственного средства не подлежат хранению и применению. Наличие различных объемов наполнения первичных упаковок лекарственного препарата позволяют оптимально и эффективно расходовать средства, направляемые на обеспечение лекарственными препаратами, минимизировать неиспользуемые остатки лекарственных средств.
Таким образом, требования Закона о контрактной системе, а также положения Особенностей описания лекарственных препаратов заказчиком соблюдены. Судьей городского суда установлено и материалами дела подтверждается, что в целях необходимости использования показателя конкретного объема наполнения флакона при описании объекта закупки заказчиком в техническом задании приведено соответствующее обоснование.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к лекарственным препаратам должен также учитываться и медицинский аспект.
Заказчик описал объект закупки, требования к нему, обосновал актуальность таких требований в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок лекарственных препаратов, а также с учетом специфики назначения данного препарата – для лечения онкологических больных, требующих незамедлительной лекарственной терапии.
Судьей городского суда обоснованно признан несостоятельным довод должностного лица административного органа о том, что обоснование заказчика не содержит расчетов, иных сведений, указывающих на необходимость использования в целях удовлетворения потребностей заказчика флаконов с объемом наполнения исключительно 23,3 мл и (или)
25 мл, поскольку, как верно указано в решении, действующее законодательство не содержит каких-либо требований к содержанию обоснования необходимости указания характеристик, предусмотренных подпунктами «в» - «и» пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов.
Также является несостоятельным довод жалобы о том, что на территории Российской Федерации в рамках МНН «Паклитаксел» в лекарственных формах «концентрат для приготовления раствора для инфузий» зарегистрированы различные лекарственные препараты, которые выпускаются в дозировке 6 мг/мл во флаконах с различным наполнением, что свидетельствует о многообразии рынка и возможности предложения потенциальными участниками закупки лекарственного препарата «Паклитаксел» в любом вариантов наполнения флакона.
Судьей учтены объяснения защитника Гриднева М.С. Снигиревой О.А. о том, что закупка лекарственного средства с большим объемом, приведет к большей разнице неиспользованного препарата, которую в дальнейшем утилизируют, поскольку в дальнейшем его использовать нельзя. Дозы препарата подбираются каждому пациенту индивидуально, указные в документации объемы 23,3 мл и (или) 25 мл лекарственного препарата взяты из их потребности.
Также судьей учтено, что запрет, установленный подпунктом «в» пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов, указывать при описании объекта закупки объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата имеет исключение для растворов для инфузий. В рассматриваемом случае лекарственная форма препарата, являющегося предметом закупки, представляет собой концентрат для приготовления раствора для инфузий, который необходимо разводить и полученный раствор вводить пациенту. В связи с указанным судьей городского суда правильно признано правомерным требование аукционной документации к объему наполнения первичной упаковки в виде конкретного значения.
Кроме того, в материалах дела не содержится сведений о том, что указание на конкретное значение объема наполнения первичной упаковки привело к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.
Таким образом, судья городского суда пришел к правильному выводу, что <должность> ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» Гридневым М.С. утверждена документация об электронном аукционе на поставку лекарственного препарата «Паклитаксел», соответствующая требованиям законодательства, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 17 июля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <должность> государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» Гриднева М.С., оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Черновой В.В. – без удовлетворения.
Судья О.А.Петрова