УИД № 57RS0022-01-2023-002546-70 Производство № 2-2750/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье к закрытому акционерному обществу «Чистый город» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье (далее – территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье) обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Чистый город» (далее – ЗАО «Чистый город») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указано, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду, выразившемся в несоблюдении требований санитарного законодательства при организации сбора отходов в п. Долгое Верховского района Орловской области.
При рассмотрении обращения ФИО2 и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье филиалу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п. Верховье выдано поручение на проведение работ в рамках утвержденного задания по государственной работе №1 от 24.07.2023 № 263. Во исполнение данного поручения сотрудником филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п. Верховье была обследована территория содержания места накопления твердых коммунальных отходов по ул. Парковая п. Долгое Верховского района Орловской области.
В ходе обследования 25.07.2023 в 14 час. 00 мин. и 26.07.2023 в 14 час. 00 мин. установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, отдельные пакеты с мусором расположены на контейнерной площадке.
Вышеизложенное подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования № 111-264-ГЗ-В-608-24.07.23 от 25.07.2023, №112-264-ГЗ-В-608-24.07.23 от 26.07.2023, фототаблицей.
В связи с чем, истец просил суд обязать ЗАО «Чистый город» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресу: Орловская область, Верховский район, п. Долгое, ул. Парковая, д.3 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с п.п. 11, 15 СанПиН 2.1.3684-21.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «УК Зеленая Роща».
В судебное заседание представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье по доверенности Токарева М.В. не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия, на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика ЗАО «Чистый город» Сапрыкин Е.А. в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил учесть, что требования истца исполнены ответчиком в полном объеме, в подтверждение чего представил акт обследования мест накопления твердых коммунальных отходов от 06.09.2023.
Представитель третьего лица ООО «УК «Зеленая Роща» Субботина А.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении слушания дела не просила.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдения федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами.
Санитарно-гигиенические требования к содержанию территорий муниципальных образований, мест общего пользования, к накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами устного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт. 2 статьи 24.6 вышеуказанного Закона).
Установлено, что ООО «УК «Зеленая роща» на основании Соглашения № 222-Д/18 от 24.08.2018, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Орловской области сроком на 10 лет.
Вопросы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156).
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил № 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Как следует из материалов дела, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье поступило обращение от ФИО2 относительно несоблюдения требований санитарного законодательства при организации сбора отходов в д. Долгое Верховского района Орловской области.
При рассмотрении обращения ФИО2 и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье филиалу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п. Верховье выдано поручение на проведение работ в рамках утвержденного задания по государственной работе №1 от 24.07.2023 № 263. Во исполнение данного поручения сотрудником филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в п. Верховье была обследована территория содержания места накопления твердых коммунальных отходов по ул. Парковая п. Долгое Верховского района Орловской области.
В ходе обследования 25.07.2023 в 14 час. 00 мин. и 26.07.2023 в 14 час. 00 мин. установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, отдельные пакеты с мусором расположены на контейнерной площадке.
Данные обстоятельства подтверждены актом санитарно-эпидемиологического обследования № 111-264-ГЗ-В-608-24.07.23 от 25.07.2023, №112-264-ГЗ-В-608-24.07.23 от 26.07.2023, фототаблицей и не оспаривались стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Из представленного в материалы дела договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Новосильском, Верховском и Залегощенском районах от 21.12.2022 № ЭА-ТКО-05/2023 следует, что ЗАО «Чистый город» (оператор) обязалось оказывать ООО «УК «Зеленая роща» (региональный оператор) услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритных отходов) в Новосильском, Верховском и Залегощенском районах Орловской области, а региональный оператор обязался оплачивать услуги исполнителя.
Согласно пункту 1.3 данного договора периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и указываются в графике транспортирования твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5.2.1 транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с графиком транспортирования твердых коммунальных отходов, указанным в Приложении № 12 к настоящему договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.
При проведении обследования территории контейнерной площадки, расположенной по адресу: Орловская область, Верховский район, п. Долгое, ул. Парковая, д.3, выявлены нарушения обязательных требований п.п. 11, 15 СанПин 2.1.3684-21, а именно контейнер для накопления твердых коммунальных отходов переполнен, пакеты с мусором лежат на контейнерной площадке.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривалось нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в несоблюдении периодичности и времени вывоза твердых коммунальных отходов на территории п. Долгое Верховского района Орловской области.
Данное бездействие ответчика с очевидностью нарушает требования указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку в силу пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 срок хранения мусора в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Более того, представленный график транспортирования твердых коммунальных отходов до объекта обработки ТКО, являющийся Приложением № 12 к договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 21.12.2022 № ЭА-ТКО-05/2023, также не соответствует требованиям приведенных санитарно-эпидемиологических норм, поскольку предусматривает вывоз отходов два раза в неделю - во вторник и в субботу.
Законодательно установленное требование о сроке хранения твердых бытовых отходов в теплое и холодное время года должно выполняться безусловно, независимо от того, накопились отходы или нет, поскольку данное требование направлено на исключение возможности их загнивания и разложения.
Исходя из того, что организация вывоза твердых бытовых отходов населения должна осуществляться с соблюдением требований действующих санитарных правил, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, факт нарушения данных правил ЗАО «Чистый город», а также учитывая, что бездействием ответчика в указанной сфере нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создается угроза безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, то исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Между тем, в ходе судебного разбирательства ЗАО «Чистый город» добровольно удовлетворило исковые требования, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом обследования мест накопления твердых коммунальных отходов от 06.09.2023, подписанным представителями сторон и ООО «УК «Зеленая роща».
Поскольку на дату вынесения решения по существу переполненные контейнеры отсутствуют, контейнерная площадка находится в чистом состоянии, суд постановил считать настоящее решение исполненным в указанной части.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ЗАО «Чистый город» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб., от уплаты которой территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в п. Верховье к закрытому акционерному обществу «Чистый город» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства – удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное обществе «Чистый город» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресу: Орловская область, Верховский район, п. Долгое, ул. Парковая, д.3, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с п.п. 11, 15 Санпин 2.1.3684-21. Решение считать исполненным в указанной части.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Чистый город» в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 18.10.2023.
Судья И.В. Шалаева