Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1107/2023 ~ М-127/2023 от 18.01.2023

УИД29RS0018-01-2023-000173-50

Дело № 2-1107/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуртовенко Нины Тимофеевны к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании не соответствующим действительности решения, возложении обязанности,

установил:

Гуртовенко Нина Тимофеевна обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

С учетом уточнения просила признать не соответствующим действительности установленное в Протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы 1531.3.29/2022 от 17.10.2022, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида № 1168.3.29/2022 от 17.10.2022 <данные изъяты> обязать внести изменения в Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 1531.3.29/2022 от 17.10.2022 о степени выраженности <данные изъяты>-сосудистой системы у Гуртовенко Нины Тимофеевны () с пункта 60.5.3 на пункт 60.5.1, а также в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Истец Гуртовенко Н.Т., ее представитель Марцинкевич В.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержали.

Представитель ответчика Сорокина Я.Н. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №7» в судебное заседание представителя не направило.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно ст.8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (п. 1 ч.3 ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Согласно ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно положениям Приказа Минтруда России от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).

ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам (далее - направление на медико-социальную экспертизу).

Согласно материалам дела, Гуртовенко Н.Т. с 2004 года является <данные изъяты>

ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница №7» 10.10.2022 было оформлено направление на медико-социальную экспертизу с целью разработки индивидуальной программы реабилитации Гуртовенко Н.Т.

17.10.2022 в бюро №3 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области» Минтруда России проведена медико-социальная экспертиза, в ходе которой составлен Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 1531.3.29/2022.

В пункте 60.5.3 Протокола указано о выраженных нарушениях у Гуртовенко Н.Т. <данные изъяты>).

По результатам проведения медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно заключению экспертов федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, проводивших по ходатайству истца судебную экспертизу, на момент освидетельствования 17 октября 2022 года у Гуртовенко Н.Т. имелись нарушения <данные изъяты>

Однако медико-социальная экспертиза проводилась с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. Цели об изменении группы инвалидности в направлении на МСЭ не имелось. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности указана в индивидуальной программе реабилитации инвалида обоснованно.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.09.2018 №578 н606н (действовал на момент проведения МСЭ) разработка ИПРА осуществляется с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в п.34-37 направления на медико-социальную экспертизу. Все рекомендованные мероприятия, указанные в п.36 направления были включены в ИПРА инвалида.

В связи с тем, что к полномочиям федеральных учреждений МСЭ не относится установление медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, наличие или отсутствие в ИПРА инвалида отметки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении не определяет автоматически его права на получение соответствующей государственной социальной помощи, а отсутствие такой отметки равно не лишает соответствующего права. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Поддерживая исковые требования с учетом уточнения, представитель истца Марцинкевич В.Н. пояснил, что в Протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в пункте 60.5.3 указано <данные изъяты> у Гуртовенко Н.Т. в размере 70-80 процентов, что не соответствует действительности. Данные показатели не дают возможности проводить операции под наркозом, что повредит состоянию здоровья истца. В связи с этим необходимо, чтобы все сведения о состоянии ее здоровья были достоверными. На странице 6 ИПРА указано на наличие стойких <данные изъяты>, даны пояснения, что в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, они могут привести к угрозе жизни и/или потери здоровья инвалида и/или людей. Указал, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, что может повлиять на жизнь и здоровье истца.

Учитывая пояснения стороны истца о нарушении ее прав, установленное в ходе проведения судебной экспертизы несоответствие степени выраженности нарушений функций <данные изъяты> у Гуртовенко Н.Т. действительной, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В целях недопущения нарушения права Гуртовенко Н.Т. на охрану здоровья, ответчику необходимо привести Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 1531.3.29/2022 от 17.10.2022 (раздел VII, пункт 60.5), а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (раздел «Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма») в соответствие с имеющейся степенью выраженности <данные изъяты>

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Гуртовенко Нины Тимофеевны к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании не соответствующим действительности решения, возложении обязанности удовлетворить.

Признать не соответствующим действительности решение федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации () о степени выраженности нарушений функций сердечно-сосудистой системы у Гуртовенко Нины Тимофеевны ) в размере 70-80 процентов по п.60.5.3 Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 1531.3.29/2022 от 17.10.2022.

Обязать федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации () внести изменения в Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № 1531.3.29/2022 от 17.10.2022 о степени выраженности нарушений функций сердечно-сосудистой системы у Гуртовенко Н. Т. () с пункта 60.5.3 на пункт 60.5.1, а также в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2023 года.

Председательствующий И.А. Валькова

2-1107/2023 ~ М-127/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гуртовенко Нина Тимофеевна
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Другие
ГБУЗ АО "Архангельская городская клиническая больница № 7"
Марцинкевич Владимир Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Валькова И.А.
Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
13.11.2023Производство по делу возобновлено
13.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024Дело оформлено
22.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее