Дело 2-294/2024
УИД 56RS0027-01-2023-005567-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года г. Оренбург
Оренбургского районного суда Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи А.А. Петрушова,
при секретаре судебного заседания Кособуцкой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области к Балашовой Валентине Алексеевне о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о правообладателе,
УСТАНОВИЛ:
администрация МО Оренбургский район Оренбургской области обратилась в суд с иском к ответчику о снятииземельного участка с государственного кадастровогоучета, исключении из ЕГРН сведений о правообладателе, что истцом проведены мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в ходе которой было установлено, что согласно выписке ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <адрес> площадью 800 кв.м., разрешенное использование – коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (правообладатель ФИО7.) имеет статус «актуальные, ранее учтенные». 14.07.2008 г. с/т «Нива» исключено из ЕГРЮЛ. Неиспользуемый участок, заброшен более 15 лет. Интереса в данном участке у собственника нет, оформлять право собственности не намерен.
Просят суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № и исключить сведения из ЕГРН о правообладателе ФИО8
Представитель истца администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Балашова В.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Балашовой В.А. Бычков В.О., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил заявление в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку ответчик осуществляет садоводческую деятельность, ухаживает за данным земельным участком и обязуется в ближайшее время провести государственную регистрацию права собственности.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.12ГК Российской Федерации лицо, полагающее своеправонарушенным,вправезащищать его способами, установленными законом, в том числе путем признанияправаи признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статья59ЗКРоссийской Федерации в качестве способа защиты прав на землю предусматривает признаниеправаназемельныйучасток. При этом судебное решение, установившееправоназемлю, является юридическим основанием для государственной регистрацииправаназемлю.
Согласно ст.36 КонституцииРоссийской Федерации граждане и их объединениявправеиметь в частной собственностиземлю.
Статьей15ЗКРоссийской Федерации определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеютправона равный доступ к приобретениюземельныхучастковв собственность.Земельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениемземельныхучастков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье25ЗК Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрацииправна недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 2.7 статьи3Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действиеЗемельногокодекса Российской Федерации», введенного в действие с 01.03.2015, до 31.12.2020 членысадоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеютправонезависимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрестиземельныйучасток, предназначенный для ведениясадоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такойземельныйучастоксоответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведениясадоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределениеземельныхучастковв указанном объединении документаземельныйучастокраспределен данному члену указанного объединения;земельныйучастокне является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношенииземельногоучасткане принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (пункт 2.8 той же статьи).
Согласно положениям статьи13Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «Осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участкамиявляется обязанностью органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжения администрации Оренбургского района от 18 ноября 1992 года № 1055-р и списка членов садоводческих товариществ Балашовой В.А. выдано свидетельство о праве собственности №С-14-14-49 от 18.11.1992 г. на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м., поставлен на кадастровый учет 18.11.1992 году, участку присвоен кадастровый номер №, с разрешенным использованием – для коллективного садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного, собственник земельного участка не определен, в особых отметках указано, что правообладателем земельного участка является Балашова В.А. Кроме того собственность подтверждается членской книжкой садовода.
Согласно выписки ЕГРЮЛ от 30.10.2023 г. с/т «Нива» исключена из ЕГРЮЛ 14.07.2008 г.
Кроме того, в отношении указанного земельного участка открыто кадастровое дело, с указанием лиц, заинтересованных в земельном участке.
В соответствии со ст.131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
В соответствии с частью 1 статьи14Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учетосуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи14Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществлениягосударственногокадастровогоучетаявляются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможностьснятияземельногоучастка(как объекта недвижимого имущества)сгосударственногокадастровогоучета, если внесенныевгосударственныйкадастр недвижимости сведения оземельномучасткене носят временный характер.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать:земельныеучастки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельногоучастка,государственнаясобственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранееучтенныеземельныеучасткипри отсутствии в реестре сведений о правах на такиеземельныеучастки(пункт 3 статьи 70);земельныеучастки, имеющиестатусвременных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единогогосударственногореестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок,учтенныйв установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют вЕдиномгосударственномреестре недвижимости.
При этом в силу части 4 статьи69Закона № 218-ФЗ технический учёт илигосударственныйучёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.
Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно п.25 ч.5 ст.8 Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества сведения об указанных в документе, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 настоящего Федерального закона, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, и указанные права не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Статья 69.1Закона N 218-ФЗ устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:
проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;
подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ.
В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.
В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п.20 вышеуказанной статьи)
Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона №518 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводят всю необходимую работу как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков – самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что не допустимо в силу ст.19 Земельного кодекса РФ, ст. 236 ГК РФ и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Спорныйземельныйучастокпоставлен на кадастровый учёт в 1992 году, имеет статус «актуальные, ранееучтенные», сведения о правообладателях в Единомгосударственномреестре недвижимости отсутствуют, таким образом,снятиеданногоземельногоучасткас кадастрового учёта в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ без проведения административной процедуры по снятию участка в судебном порядке недопустимо.
В данном споре сведения о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст.69.1 Закона №218-Ф, преобразования «учтенных» в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, какие -либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства, подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст.69.1 Закона N 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Вместе с тем, при наличии отрицательного ответа регистрирующих органов в проведении вышеуказанной процедуры, а также оспаривании в установленном порядке решений и действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета, при отсутствии спора о правах на недвижимость и исчерпании иных способов защиты права, иначе чем путем обращения в суд, орган исполнительной власти не лишен права разрешить спор в установленном гражданско-правовом порядке.
Кроме того, судом учитывается и наличие возражений ответчика, который осуществляет садоводческую деятельность на спорном земельном участке и планирует надлежащим образом оформить право собственности на него.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области к Балашовой Валентине Алексеевне о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о правообладателе оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Оренбургский районный суд Оренбургской области.
Судья подпись А.А. Петрушов
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2024 года.
Копия верна
Судья А.А. Петрушов