Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-294/2024 (2-4038/2023;) ~ М-3375/2023 от 07.11.2023

Дело 2-294/2024

УИД 56RS0027-01-2023-005567-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2024 года г. Оренбург

Оренбургского районного суда Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи А.А. Петрушова,

при секретаре судебного заседания Кособуцкой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области к Балашовой Валентине Алексеевне о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о правообладателе,

УСТАНОВИЛ:

администрация МО Оренбургский район Оренбургской области обратилась в суд с иском к ответчику о снятииземельного участка с государственного кадастровогоучета, исключении из ЕГРН сведений о правообладателе, что истцом проведены мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в ходе которой было установлено, что согласно выписке ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <адрес> площадью 800 кв.м., разрешенное использование – коллективное садоводство, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (правообладатель ФИО7.) имеет статус «актуальные, ранее учтенные». 14.07.2008 г. с/т «Нива» исключено из ЕГРЮЛ. Неиспользуемый участок, заброшен более 15 лет. Интереса в данном участке у собственника нет, оформлять право собственности не намерен.

Просят суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером и исключить сведения из ЕГРН о правообладателе ФИО8

Представитель истца администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Ответчик Балашова В.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Балашовой В.А. Бычков В.О., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил заявление в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку ответчик осуществляет садоводческую деятельность, ухаживает за данным земельным участком и обязуется в ближайшее время провести государственную регистрацию права собственности.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.12ГК Российской Федерации лицо, полагающее своеправонарушенным,вправезащищать его способами, установленными законом, в том числе путем признанияправаи признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статья59ЗКРоссийской Федерации в качестве способа защиты прав на землю предусматривает признаниеправаназемельныйучасток. При этом судебное решение, установившееправоназемлю, является юридическим основанием для государственной регистрацииправаназемлю.

Согласно ст.36 КонституцииРоссийской Федерации граждане и их объединениявправеиметь в частной собственностиземлю.

Статьей15ЗКРоссийской Федерации определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеютправона равный доступ к приобретениюземельныхучастковв собственность.Земельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениемземельныхучастков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье25ЗК Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрацииправна недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 2.7 статьи3Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действиеЗемельногокодекса Российской Федерации», введенного в действие с 01.03.2015, до 31.12.2020 членысадоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеютправонезависимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрестиземельныйучасток, предназначенный для ведениясадоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такойземельныйучастоксоответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведениясадоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределениеземельныхучастковв указанном объединении документаземельныйучастокраспределен данному члену указанного объединения;земельныйучастокне является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношенииземельногоучасткане принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (пункт 2.8 той же статьи).

Согласно положениям статьи13Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «Осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участкамиявляется обязанностью органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что согласно распоряжения администрации Оренбургского района от 18 ноября 1992 года № 1055-р и списка членов садоводческих товариществ Балашовой В.А. выдано свидетельство о праве собственности №С-14-14-49 от 18.11.1992 г. на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м., поставлен на кадастровый учет 18.11.1992 году, участку присвоен кадастровый номер , с разрешенным использованием – для коллективного садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного, собственник земельного участка не определен, в особых отметках указано, что правообладателем земельного участка является Балашова В.А. Кроме того собственность подтверждается членской книжкой садовода.

Согласно выписки ЕГРЮЛ от 30.10.2023 г. с/т «Нива» исключена из ЕГРЮЛ 14.07.2008 г.

Кроме того, в отношении указанного земельного участка открыто кадастровое дело, с указанием лиц, заинтересованных в земельном участке.

В соответствии со ст.131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

В соответствии с частью 1 статьи14Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учетосуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи14Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществлениягосударственногокадастровогоучетаявляются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты.

Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможностьснятияземельногоучастка(как объекта недвижимого имущества)сгосударственногокадастровогоучета, если внесенныевгосударственныйкадастр недвижимости сведения оземельномучасткене носят временный характер.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать:земельныеучастки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельногоучастка,государственнаясобственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранееучтенныеземельныеучасткипри отсутствии в реестре сведений о правах на такиеземельныеучастки(пункт 3 статьи 70);земельныеучастки, имеющиестатусвременных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единогогосударственногореестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок,учтенныйв установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют вЕдиномгосударственномреестре недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи69Закона № 218-ФЗ технический учёт илигосударственныйучёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.

Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно п.25 ч.5 ст.8 Закона в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества сведения об указанных в документе, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 настоящего Федерального закона, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона, и указанные права не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 69.1Закона N 218-ФЗ устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:

проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона N 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;

подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона N 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;

направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ.

В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона N 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п.20 вышеуказанной статьи)

Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона №518 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводят всю необходимую работу как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков – самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что не допустимо в силу ст.19 Земельного кодекса РФ, ст. 236 ГК РФ и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Спорныйземельныйучастокпоставлен на кадастровый учёт в 1992 году, имеет статус «актуальные, ранееучтенные», сведения о правообладателях в Единомгосударственномреестре недвижимости отсутствуют, таким образом,снятиеданногоземельногоучасткас кадастрового учёта в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ без проведения административной процедуры по снятию участка в судебном порядке недопустимо.

В данном споре сведения о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст.69.1 Закона №218-Ф, преобразования «учтенных» в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, какие -либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства, подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст.69.1 Закона N 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Вместе с тем, при наличии отрицательного ответа регистрирующих органов в проведении вышеуказанной процедуры, а также оспаривании в установленном порядке решений и действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета, при отсутствии спора о правах на недвижимость и исчерпании иных способов защиты права, иначе чем путем обращения в суд, орган исполнительной власти не лишен права разрешить спор в установленном гражданско-правовом порядке.

Кроме того, судом учитывается и наличие возражений ответчика, который осуществляет садоводческую деятельность на спорном земельном участке и планирует надлежащим образом оформить право собственности на него.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования администрации муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области к Балашовой Валентине Алексеевне о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, исключении из единого государственного реестра недвижимости сведений о правообладателе оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Оренбургский районный суд Оренбургской области.

Судья подпись А.А. Петрушов

Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2024 года.

Копия верна

Судья А.А. Петрушов

2-294/2024 (2-4038/2023;) ~ М-3375/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
Ответчики
Балашова Валентина Алексеевна
Другие
Управление Росреестра по Оренбургской области
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Петрушов А.А.
Дело на странице суда
orenburgsky--orb.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Подготовка дела (собеседование)
11.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее