УИД№ 42RS0033-01-2022-000820-77
(№ 2-714/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Прокопьевск 9 декабря 2022 года
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Буланой А.А.,
при секретаре Волгиной К.Е.,
с участием представителя истцов Белокопытова И.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкова ФИО11, Бочковой ФИО12 к администрации г. Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Бочковы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивируют тем, что они зарегистрированы в жилом доме по <адрес>А, который находится на горном отводе ООО «Шахта Зиминка». Собственниками данного дома являются Бочков А.М. и Бочкова И.С. по ? доли каждый на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Данный жилой дом, находящийся на горном отводе ООО «Шахта Зиминка» стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В настоящее время они проживают в указанном жилом доме, поскольку иного жилья и средств для съема, они не имеют. Считают, что между ними и ответчиком возникли правоотношения регулирующие законодательством о реструктуризации угольной отрасли, на поддержку которой городу предоставляется финансирование сноса ветхого подработанного жилья и приобретение другого. Согласно экспертному заключению СФ ОАО ВНИМИ № от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> отнесен к категории «подработанные неветхие», степень физического износа дома составляет 40%. Они зарегистрированы в спорном жилом доме по месту жительства, а именно Бочков А.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Бочкова И.С.- с ДД.ММ.ГГГГ. В списки граждан, подлежащих переселению истцы до настоящего времени не включены.
Просят суд обязать администрацию города Прокопьевска включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ООО «Шахта Зиминка» и обязать администрацию города Прокопьевска заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшегоне пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Истцы Бочков А.М., Бочкова И.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Белокопытов И.А., действующий на основании доверенности (л.д.18), в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, представив письменные возражения (л.д.61) согласно которым, требования истцов считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании экспертного заключения СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка», дом не подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания, так как отнесен к категории «подработанные неветхие», износ <адрес>%. На основании данного заключения утвержден список жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода шахты ООО «Шахта Зиминка». В список вошли граждане, которые проживают в домах отнесенных к категории «подработанные ветхие». Предусмотренный постановлением Правительства перечень оснований для уточнения списков граждан, является исчерпывающим. Считает, что отсутствуют правовые основания для включения истцов в уточненный список граждан, подлежащих переселению. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Согласно Федеральному закону от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (пункт 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» в Перечень мероприятий входит реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания покритериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольны; (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), которыми в пункте 5 предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, втомчисле, следующихмероприятий: снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты а,б).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности, поскольку Конституционные цели социальной политики РФ предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> являлся двухквартирным.
Истцы Бочкова ФИО13 и Бочков ФИО14 на основании договора дарения ? доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> являлись собственниками по ? доли, каждый (л.д.9,10).
Решением Рудничного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бочкова ФИО15, Бочковой ФИО16 к ФИО3, ФИО4, ФИО5, администрации <адрес> о выделе части дома в натуре, прекращении права долевой собственности и признании права собственности на часть жилого дома в виде здания удовлетворены. Бочкову ФИО17, Бочковой ФИО18 выделена доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в виде части жилого дома. Прекращено право собственности Бочкова ФИО19 и Бочковой ФИО20 на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес>. За Бочковым ФИО21 и Бочковой ФИО22 признано право равнодолевой собственности по ? доли каждому на часть жилого дома в виде здания, расположенного по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности в виде ? доли каждому на жилой дом по <адрес>А зарегистрировано за истцами ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13).
Все истцы зарегистрированы в спорном жилом доме по адресу: <адрес>, а именно, Бочков А.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Бочкова И.С. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Как следует из информации, представленной администрацией города Прокопьевска, согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 373жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу»степень физического износа индивидуального кирпичного жилого <адрес> года постройки, оставляет40%. Дом отнесен к категории «подработанные неветхие» - дома, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, но не относящиеся к категории ветхих, эти дома по критерию физического износа не попадают в перечень сносимых домов первой очереди. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» иные межбюджетные трансферты направляются, в том числе, на финансовое обеспечение содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Соответственно, в список жителей подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка» включены жители, проживающие в домах категории подработанные ветхие. В случае установления факта ветхости жилого дома, граждане, зарегистрированные и проживающие на ДД.ММ.ГГГГ в доме будут включены в списки граждан, подлежащих переселению (л.д.40).
Определением суда от 1 июля 2022 года по ходатайству истцадля определения технического состояния жилого дома по <адрес>в <адрес>, установления причинно-следственной связи между ведением горных работ угольного предприятия и техническим состоянием спорного жилого дома, была назначенасудебная комплексная экспертизав ООО «Центральное бюро оценки и экспертиз» (л.д.68-69) с привлечением необходимых экспертов в области геологии.
Согласно заключению эксперта ООО «Центральное бюро оценки и экспертиз» №от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 2013 год - аварийное (процент износа 80%). Все выявленные дефекты в исследуемом доме, так или иначе, связаны с просадкой и деформацией поверхности грунта. Следовательно, просадка грунта и деформация грунта происходит в результате ведения горных работ угольного предприятия, соответственно все выявленные дефекты и недостатки в доме являются следствие ведения горных работ угольного предприятия. Данный фактор значительно влияет на степень разрушения объектов капитального строительства, расположенных на данной территории, а именно: в зависимости от количества подработок в разные периоды и на разных горизонтах на величину допустимых деформаций поверхности влияет многократность подработки. В количественном отношении приводит к снижению величины допустимых деформаций на 20-30%. При многократной подработке к моменту очередной подработки несущая способность строений также оказывается сниженной в результате воздействия предыдущих подработок. Все выше пересиленные факторы оказывают негативные последствия на жилую застройку, что приводит к повышенному старению зданий и сокращению их срока эксплуатации. Согласно укреплённой шкале физического износа видно, что при данном износе 80% примерная стоимость капитального ремонта составляет 93-120% от восстановительной стоимости конструктивных элементов. Исходя из вышеизложенного видно, что для дальнейшего использования данного жилого дома требуются значительные денежные вложения для капитального ремонта здания, что является нецелесообразным. Следовательно, данный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ угольного предприятия (л.д.74-100).
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
По настоящему делу, экспертиза проведена компетентными экспертами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Давая оценку заключению судебной экспертизы, суд, проанализировав его содержание, приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Заключение экспертов содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении экспертов документов, основываются на исходных объективных данных, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в соответствии с действующими нормативными актами, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, образовании, стаже работы.
В данном случае сомнений в правильности результатов, назначенной в рамках рассмотрения данного дела судебной экспертизы, не имеется.
Суд принимает в основу решения, в части определения степени влияния горных работ какого-либо угольного предприятия на состояние жилого дома, заключениеООО «Центральное бюро оценки и экспертиз» №от 29.07.2022как достоверное, обоснованное, принятое в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика, возражая против проведения по делу судебной экспертизы, тем не менее, не оспаривает заключение ООО «Центральное бюро оценки и экспертиз», о назначении по делу иной экспертизы не просил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дом по <адрес> подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка», что следует из заключения ООО «Центральное бюро оценки и экспертиз».
Как указано выше, в соответствии с пунктом 8 Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Изложенные в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ, при этом данным постановлением не предусмотрено в качестве одного из оснований для включения в список граждан, подлежащих переселению, признание дома ветхим на дату принятия решения о ликвидации шахты.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия собственником решения о ликвидации шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.
При этом размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
К числу таких условий, относятся, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.
При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, имеющимся в общем доступе, решение о ликвидации ООО «Шахта Зиминка» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, деятельность обществ прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией на основании определений арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р главе <адрес> рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке организовать и провести инвентаризацию ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, определить количественный список граждан, зарегистрированных по месту жительства и проживающих в жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы при Министерстве энергетики Российской Федерации по подготовке проекта комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ доработать комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск и направить ее на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
Решение о ликвидации угольного предприятия было принято ДД.ММ.ГГГГ, реализация решения о поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск принимались ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение СФ ОАО ВНИМИ № «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 373 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право у гражданина на получение социальной выплаты возникло после принятия решения о ликвидации шахты и может им быть реализовано после составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ» (июнь 2013 года).
Судом установлено, что на дату принятия решения о ликвидации угольного предприятия (2007 год) и на дату составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ» (июнь 2013 года) истцы были зарегистрированы и проживали в жилом доме по <адрес>, принадлежащемим на праве собственности, и являющимся ветхим, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и проживают в нем до настоящего времени, поэтому они подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода из ветхого жилищного фонда.
Социальная выплата как мера социальной помощи носит целевой характер; является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
В соответствии с Правилами, получателями средств из федерального бюджета по направлению финансирования «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления, исключительным правом которых является формирование, уточнение списков данных списков, т.е. администрации <адрес>.
Согласно представленным выпискам ЕГРН (л.д.62-63), справкам филиала № БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа иных жилых помещений в собственности истцыне имеют, и не приобрели право пользования иным жилым помещением.
Администрация <адрес> формирует списки граждан, проживающих на июнь 2013 года в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ на ООО «Зиминка» непригодным для проживания по критериям безопасности, утверждает данные списки, уточняет их, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом недопустимо умаление по формальным признакам конституционного права граждан на жилище.
Истцы Бочковы являются собственниками жилого дома по <адрес>, на июнь 2013 года проживали в ветхом жилье, подлежащем сносу по критериям безопасности и являлись собственниками спорного дома, не имеют и не имели в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания, т.е. нуждаются в социальной поддержке государства, в связи с чем, суд удовлетворяет требованияистцовв части включения их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истца о заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бочкова ФИО23, Бочковой ФИО24 к администрации г. Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплатыудовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Бочкова ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> (№), Бочкову ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ, уроженку <адрес> (№) в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Бочковым ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <адрес>, Бочковой ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд, вынесший решение, т.е. Центральный районный суд гор. Прокопьевска Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Буланая
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2022
Судья (подпись) А.А. Буланая
Подлинный документ подшит в деле УИД№ 42RS0033-01-2022-000820-77(№ 2-714/2022) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области.