Дело № 2-39/2022
УИД 22RS0013-01-2021-002904-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Постоевой Е.А.,
при секретаре Антоновой А.А.,
с участием прокурора Харина Ю.В.,
представителя истца Администрации города Бийска Алтайского края Сагадеевой Д.С., ответчиков Курьяновой Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., Курьянова П.Н., Денисова Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бийска Алтайского края к Курьяновой Т.Н. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П, , Курьянову П.Н. , Денисову Е.П. , Стасю М.Г. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, прекращении права собственности, освобождении от ареста,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бийска Алтайского края обратилась в суд с иском, с учетом уточнения от 11.04.2022, к Курьяновой Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., Курьянову П.Н., Денисову Е.П., Стасю М.Г. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, прекращении права собственности, освобождении от ареста.
В обоснование исковых требований указано, что жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрированное в ЕГРН как единый объект с кадастровым номером №, общей площадью 49,8 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности следующим лицам в указанных долях: Курьянову П.Н. – 1/10 доля, Курьяновой Т.Н. – 1/10 доля, Курьянову А.П. – 1/10 доля на основании договора купли-продажи (влекущего возникновение ипотеки в силу закона) жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; Стасю М.Г. – <данные изъяты> доля на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; Денисову Е.П. – 9/20 долей на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Бийска Алтайского края от 23.06.2015 №1180 многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требования обоснованы фактом признания дома по <адрес> аварийным, включением его в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106, исполнением Администрацией города Бийска предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по расселению аварийного многоквартирного дома.
Постановлением Администрации города Бийска Алтайского края от 05.10.2020 №1786 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под домом, принадлежащего ответчикам жилого помещения с предоставлением взамен денежного возмещения, для определения размера которого МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» поручено организовать проведение оценки рыночной стоимости подлежащего изъятию жилого помещения.
При проведении оценки рыночной стоимости жилого помещения ответчикам и третьим лицам было предложено заключить с МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска» соглашение об изъятии у них принадлежащего им жилого помещения путем выкупа, вручен проект соглашения, копия отчета об оценке.
Согласно отчету об оценке размер денежного возмещения, определенного с учетом условий ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет 1 308 000 руб. и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Сумма денежного возмещения распределена между собственниками жилого помещения пропорционально их долям в праве собственности: Курьянову П.Н., Курьяновой Т.Н. и Курьянову А.П. по 130 800 руб. каждому; Стасю М.Г. в сумме 327 000 руб.; Денисову Е.П. в сумме 588 600 руб.
Изначально Стась М.Г., Денисов Е.П. выразили согласие на заключение соглашения об изъятии принадлежащих им долей в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Ответчики Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., не согласились с размером денежного возмещения, заявив ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы.
При определении размера денежной компенсации за принадлежащие ответчикам доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, Администрация города Бийска руководствуется результатами судебной оценочной экспертизы ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Исходя из стоимости спорного жилого помещения, определенной экспертом 1 235 405,20 руб., сумма компенсации, причитающаяся ответчикам, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, стоимости услуг риэлтерского агентства, услуг по переезду, составляет: Курьянову П.Н. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Курьяновой Т.Н. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Курьянову А.П. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Денисову Е.П. за 9/20 долей в праве собственности - 896 692,04 руб., Стасю М.Г. за <данные изъяты> доли в праве собственности - 507 559,10 руб.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении жилого помещения по <адрес> зарегистрированы ограничения в виде запретов на совершение регистрационных действий на основании постановлений Приобского отдела судебных приставов города Бийска и Зонального района УФССП по Алтайскому краю.
Изъятие жилых помещений аварийного дома в муниципальную собственность осуществляется путем заключения сделки купли-продажи и влечет переход права собственности в отношении изымаемого жилого помещения от собственника к муниципальному образованию.
Наличие обременений и запретов на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения является препятствием для перехода права собственности и исключает возможность осуществления изъятия аварийного жилья, при этом не освобождает орган местного самоуправления от обязанности принять меры к его расселению предусмотренными законом способами.
Ссылаясь на данные обстоятельства, уточнив требования, истец просит освободить жилое помещение по адресу: <адрес> от ареста; возложить на ответчиков Курьянова П.Н., Курьянову Т.Н., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., обязанность заключить оглашение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд 1/10 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> с предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 201 614,12 руб. каждому; возложить на Денисова Е.П. обязанность заключить соглашение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд 9/20 долей в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> с предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 896 692,04 руб.; возложить на Стася М.Г. обязанность заключить соглашение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> с предоставлением взамен денежного возмещения в сумме 507 559,10 руб.; прекратить право собственности Курьяновой Т.Н., Курьянова П.Н., Курьянова А.П., Денисова Е.П., Стася М.Г. на жилое помещение по адресу: <адрес> с момента выплаты денежного возмещения, признать право собственности муниципального образования город Бийск в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Администрации города Бийска Алтайского края Сагадеева Д.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям, настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения. Дополнительно пояснила, что поскольку изначально собственники спорного жилого помещения Денисов Е.П. и Стась М.Г. выражали согласие на предоставление денежного возмещения взамен изымаемых долей в праве собственности, решение о приобретении ответчикам жилья взамен изымаемого не принималось, кроме того, учитывая, что данный объект недвижимости оформлен ненадлежащим образом, фактически доли самостоятельно не выделены, то имеется возможность о приобретении единого жилого помещения указанной площади на всех собственников.
Ответчики Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что предложенное Администрацией города Бийска денежное возмещение ниже рыночной стоимости существующей в настоящее время на рынке недвижимости; настаивали на предоставлении другого жилого помещения равнозначного по площади принадлежащим им долям в праве собственности, ссылаясь на краевую адресную программу о расселении. Дополнительно пояснили, что 3/10 доли в жилом помещении по адресу: <адрес> они приобретали с использованием средств материнского капитала, фактически занимали комнату <адрес>, площадью 14,9 кв.м., с 2015 года по настоящее время проживают в маневренном жилом фонде, предоставленном Администрацией города Бийска, иного недвижимого имущества в собственности не имеют; другие сособственники Денисов Е.П. и Стась М.Г. не являются членами их семьи. Кроме того, пояснили, что Стась М.Г. также возражает против выплаты ему денежного возмещения, настаивает на предоставлении квартиры.
Ответчик Денисов Е.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, настаивая на предоставлении другого жилого помещения равнозначного по площади изымаемому, пояснив, что с 2015 года проживает в маневренном жилом фонде, иного недвижимого имущества в собственности не имеет.
Ответчик Стась М.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представители третьих лиц МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», Приобский ОСП г. Бийска и Зонального района УФССП России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора г. Бийска Алтайского края, полагающего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, допросив эксперта Зырянова Д.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрированное в ЕГРН как единый объект с кадастровым номером №, общей площадью 49,8 кв.м. (1 том, л.д. 6-8), принадлежит на праве общей долевой собственности: Курьянову П.Н. – 1/10 доля, Курьяновой Т.Н. – 1/10 доля, Курьянову А.П. – 1/10 доля на основании договора купли-продажи (влекущий возникновение ипотеки в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ (1 том, л.д. 63-64); Стасю М.Г. – <данные изъяты> доля на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (1 том, л.д. 73); Денисову Е.П. – 9/20 долей на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (1 том, л.д. 96).
Многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим реконструкции; установлены сроки отселения физических и юридических лиц: из жилых помещений подъезда № в срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с угрозой обрушения, из жилых помещений подъезда № в срок до ДД.ММ.ГГГГ (1 том, л.д. 9, 10).
Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №), в которую включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>; планируемая дата окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ.
02.10.2020 в адрес Курьянова П.Н., Курьянова А.П., Курьяновой Т.Н. направлено требование о реконструкции указанного дома (1 том, л.д. 11).
05.10.2020 постановлением Администрации города Бийска №1786 земельный участок по адресу: <адрес>, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома, изъят для муниципальных нужд, в связи с чем постановлено изъять для муниципальных нужд путем выкупа, в том числе жилое помещение по адресу: <адрес> (1 том, л.д. 12-13).
06.11.2020 ответчикам Курьянову П.Н., Курьяновой Т.Н., Курьянову А.П. в лице законного представителя Курьяновой Т.Н., Стасю М.Г., Денисову Е.П. направлены проекты соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с предоставлением собственникам возмещения. Денежное возмещение за 3/10 доли, принадлежащих Курьяновым, определено в сумме 392 400 руб. по 130 800 руб. в пользу каждого; денежное возмещение Денисову Е.П. за 9/20 долей определено в сумме 588 600 руб.; денежное возмещение Стасю М.Г. за <данные изъяты> долю определено в сумме 327 000 руб. (1 том, л.д. 16-21; 26-28).
Ответчики Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах Курьянова А.П., от заключения соглашения отказались, в связи с несогласием с суммой предложенного возмещения (1 том, л.д. 22, 23); ответчики Стась М.Г. и Денисов Е.П. выразили согласие на предложенную сумму возмещения (1 том, л.д. 24, 25).
В ходе рассмотрения дела ответчики Курьянов П.Н., Курьянова Т.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Курьянова А.П., возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на несогласие с размером возмещения, предложенным Администрацией города Бийска; ходатайствовали о назначении по делу оценочной экспертизы для определения рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости по правилам ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома (1 том, л.д. 194).
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 24.06.2021 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, ее проведение поручено экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», расходы по оплате производства экспертизы возложены на ответчиков Курьянова П.Н. и Курьянову Т.Н. в равных долях (1 том, л.д. 198-200).
Как следует из заключения эксперта от 13.12.2021 №1964/6-2 рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, учетом стоимости всех долей собственников данного жилого помещения в праве собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме, включая земельный участок на дату проведения исследования (с учетом аварийности) составляет 1 235 405,2 руб.
Рыночная стоимость 1/10 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности в данном многоквартирном жилом доме, доли в праве собственности на земельный участок, на дату проведения исследования (с учетом аварийности) составляет 378 524,60 руб.
Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по состоянию на 1999 год в ценах на дату проведения исследования составляет 213 077,80 руб.
Среднерыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах г. Бийска, риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, включая осмотр квартир, анализ документов, составления договора купли-продажи (сопровождение сделки) составляет: услуг агентства по подбору и приобретению жилого помещения по состоянию на дату составления настоящего заключения эксперта 18 143 руб.; услуг по переезду в пределах города Бийска 3 000 руб. (1 том, л.д. 225-243).
Допрошенный в судебном заседании эксперт Зырянов Д.В. подтвердил изложенные выводы в заключении, пояснив, что в ответе на второй вопрос допущена опечатка, считать верным установление рыночной стоимости 3/10 долей, а не 1/10 доли, вместе с тем для расчета выкупной стоимости установленную рыночную стоимость 3/10 доли в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение принимать во внимание нельзя, поскольку данная доля не выделена в натуре, соответственно не может являться отдельным объектом, в связи с чем при расчете суммы возмещения необходимо руководствоваться рыночной стоимостью всего объекта недвижимости (ответ на первый вопрос), с учетом размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, риэлтерских услуг и услуг по переезду.
Принимая во внимание заключение судебной оценочной экспертизы, Администрацией города Бийска 11.04.2022 уточнены исковые требования в части предоставления ответчикам денежного возмещения за изымаемое жилое помещение пропорционально долям в праве собственности: Курьянову П.Н. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Курьяновой Т.Н. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Курьянову А.П. за 1/10 долю в праве собственности - 201 614,12 руб., Денисову Е.П. за 9/20 долей в праве собственности - 896 692,04 руб., Стасю М.Г. за <данные изъяты> доли в праве собственности - 507 559,10 руб.
На дату разрешения спора выкуп жилого помещения у долевых собственников не произведен, согласование выкупной цены за изымаемое жилое помещение не состоялось; ответчики возражали против выкупа жилого помещения на предложенных Администрацией города Бийска условиях.
Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (п. 8).
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть путем выкупа жилого помещения).
Мероприятия по переселению граждан (семей) из аварийного жилья на территории Алтайского края регламентированы программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы.
Многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2019 №106, в соответствии с условиями которой планируется расселение дома в срок до 31.12.2023.
Перечень мероприятий программы обусловлен механизмом, предусмотренным ст.ст. 32, 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2. Указанный закон вступил в действие 28.12.2019.
В соответствии с ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
При этом, при введении нового правового регулирования, законодатель не внес каких-либо изменений в Федеральный закон №185-ФЗ в части прекращения возможности выбора способа защиты жилищных прав для собственников, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, включенных в региональные программы. Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда при условии приобретения такого имущества до вступления в действие Федерального закона №473-ФЗ, должно рассматриваться в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
До настоящего времени предоставление собственникам жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> другого равнозначного по площади жилого помещения взамен изымаемого или выплаты им выкупной стоимости не произведено в связи с отсутствием соглашения по указанному вопросу между собственниками квартиры и Администрацией г. Бийска.
Согласно ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку жилое помещение в аварийном многоквартирном доме принадлежит нескольким собственникам на праве общей долевой собственности, соглашения с которыми в отношении способа возмещения за изымаемое жилое помещение не достигнуто, учитывая единую позицию всех собственников спорного жилого помещения на обеспечение их жилым помещением, принимая во внимание включение многоквартирного дома в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», а также, что право собственности ответчиков на спорное жилое помещение возникло до введения в действие Федерального закона №473-ФЗ, то правовых оснований для предоставления каждому участнику долевой собственности денежного возмещения пропорционально их долям в праве собственности на спорное жилое помещение, не имеется, так как они имеют право выбора любого предусмотренного законом способа обеспечения их жилищных прав, а именно, предоставления другого жилого помещения либо его выкуп.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Администрации города Бийска Алтайского края о возложении на ответчиков обязанности по заключению соглашения об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд жилого помещения с предоставлением денежного возмещения пропорционально долям в праве собственности, прекращении права собственности ответчиков на спорное жилое помещение, признании права собственности на данный объект недвижимости за муниципальным образованием, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа в связи с признанием дома аварийным, не подлежат удовлетворению и исковые требования об освобождении жилого помещения по адресу: <адрес> от ареста, поскольку правом требовать освобождения имущества от ареста наделен его собственник либо иной законный владелец.
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Поскольку истцу Администрации города Бийска Алтайского края отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то есть решение состоялось в пользу ответчиков, на которых определением суда возложена обязанность по оплате за проведение судебной оценочной экспертизы, стоимость которой до настоящего времени не оплачена (1 том, л.д. 222-223), суд приходит к выводу о взыскании с истца Администрации города Бийска Алтайского края в пользу ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» расходов на проведение экспертизы в размере 31 764 руб. 60 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 31 764 ░░░. 60 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.05.2022 ░.