73RS0003-01-2024-001820-58
Дело № 2-1302/24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 01 июля 2024 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тарановой А.О.,
при секретаре Кирасировой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Альфаресурс», ООО «Интер-Энерго-Траст» об обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Альфаресурс», ООО «Интер-Энерго-Траст» об обязании произвести действия.
Требования мотивированы тем, что ООО «Альфаресурс» осуществляет теплоснабжение 7 многоквартирных домов по адресам: <адрес>
В актуализированной схеме теплоснабжения г. Ульяновска до 2029 года статус единой теплоснабжающей организации (далее по тексту ЕТО) в системе теплоснабжения № (котельная, расположенная по адресу: <адрес>) присвоен ООО «Альфаресурс».
ООО «Альфаресурс» арендует для предоставления услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения котельную у ООО «Интер-Энерго-Траст». Для поставок коммунальных ресурсов от котельной к многоквартирным домам используются тепловые сети ООО «Интер-Энерго-Траст».
Проведенной прокуратурой проверкой с привлечением Средне-Поволжского управления Ростехнадзора выявлено, что котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отвечает критериям опасного производственного объекта, при этом в нарушение действующего законодательства ООО «Интер-Энерго-Траст» не зарегистрировало указанный объект в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, выявлены иные многочисленные нарушения, которые создают риск бесперебойного прохождения отопительного сезона, предоставление потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества, что в том числе свидетельствует об угрозе безопасности самого объекта теплоснабжения, и может привести к его повреждению и затронуть права и интересы третьих лиц.
На основании изложенного просит:
- возложить на ООО «Интер-Энерго-Траст» следующие обязанности: зарегистрировать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; получить лицензию на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; обеспечить резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; провести обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; разработать и принять план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасный производственный объект, расположенный по адресу: <адрес>; аттестовать руководителя в области промышленной безопасности А.1; выполнить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечить проведение технического диагностирования технических и технологических устройств (котлы, ГРПШ, горелки) сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; обеспечить хранение проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации); определить приказом руководителя порядок и условия их хранения; задействовать подрядную организацию для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту опасного производственного объекта; назначить из состава руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности (Б.7.1), лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов; разработать положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации; разработать документ по техническому расследованию причин инцидентов на опасном производственном объекте; назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя распорядительным документом руководителя организации; утвердить проектную документацию (чертежи, пояснительную записку и т.д.) со всеми последующими изменениями; обеспечить наличие и проведение годовых (сезонных и месячных) планов (графиков) ремонтов; обеспечить наличие паспорта тепловых сетей; провести испытания тепловых сетей на прочность и плотность; обеспечить проведение шурфового контроля; обеспечить наличие графика обходов тепловых сетей; обеспечить наличие и ведение журнала дефектов тепловых сетей; обеспечить наличие и ведение журнала обхода и осмотра тепловых сетей; обеспечить наличие инструкции с четко разработанным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей применительно к местным условиям и коммуникациям сетей; обеспечить наличие переченя аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утвержденного техническим руководителем организации; обеспечить наличие порядка учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей; восстановить разрушенную тепловую изоляцию; обеспечить удаление скапливающейся в камерах (ТК-3, ТК-4, ТК-8) воды; поддерживать в исправном состоянии тепловые сети; устранить порыв в тепловой камере ТК-4); провести техническое диагностирование специальной организацией тепловых сетей, отработавших расчетный срок службы,
- возложить на ООО «Альфаресурс» следующие обязанности: обеспечить наличие подготовленного теплоэнергетического персонала; назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя распорядительным документом руководителя организации; обеспечить наличие утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; провести поверку средств измерений теплотехнических параметров; провести ремонт и модернизацию трехкодового клапана теплообменного аппарата системы ГВС 2 с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (вышел из строя); провести ремонт и модернизацию трубопровода ХВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (устранить свищи и хомуты на трубопроводе); провести ремонт и модернизацию трубопровода ГВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (устранить свищи и хомуты на трубопроводе); провести техническое обслуживание теплообменных аппаратов (очистка); восстановить тепловую изоляцию замененных участков трубопроводов внутри котельной; обеспечить наличие и проведение годовых (сезонных и месячных) планов (графиков) ремонтов; обеспечить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации; порядок учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей; в целях обеспечения содержания здания котельной в исправном состоянии, устранить течь крыши; провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной; обеспечить проведение один раз в три месяца проверок работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей в контрольной противоаварийной тренировке; обеспечить проведение один раз в полугодие проверок работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонала постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающего тепловые энергоустановки, в контрольной противопожарной тренировке; обеспечить наличие паспорта тепловых нагрузок; обеспечить проведение не реже 1 раза в 3 года ревизии водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов; обеспечить помещение котельной исправными первичными средствами пожаротушения; обеспечить проведение не реже 1 раза в год наружного осмотра дымовой трубы и газоходов, а также осмотра межтрубного пространства трубы со внутренним газоотводящим стволом; провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации дымовой трубы котельной; провести очистку от пыли, паутины оборудование ВРУ, сборок, осветительных щитков в котельной; обеспечить проведение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке ответственным за электрохозяйство; на всех панелях электрощитков нанести надписи, указывающие назначение присоединений, их диспетчерское наименование, предупреждающие значки в котельной; обеспечить защиту от механических повреждений открыто проложенных, изолированных проводов в котельной; проверить техническое обслуживание ВРУ-0,4 кВ котельной (на стенах электрощитовой присутствуют следы отслоения штукатурки); укомплектовать защитными средствами электроустановки котельной; провести профилактические испытания электрооборудования котельной.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Закатнова А.А. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В дело представлены возражения на исковое заявление, в которых подробно изложена позиция.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы данного гражданского дела, оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что ООО «Альфаресурс» осуществляет теплоснабжение 7 многоквартирных домов по адресам: <адрес>
В актуализированной схеме теплоснабжения г. Ульяновска до 2029 года статус единой теплоснабжающей организации (далее по тексту ЕТО) в системе теплоснабжения № (котельная, расположенная по адресу: <адрес>) присвоен ООО «Альфаресурс».
ООО «Альфаресурс» арендует для предоставления услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения котельную у ООО «Интер-Энерго-Траст» в соответствии с договором аренды.
Для поставок коммунальных ресурсов от котельной к многоквартирным домам используют тепловые сети ООО «Интер-Энерго-Траст».
В соответствии с договором на оказание услуг по транспортировке горячей воды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интер-Энего-Траст» (исполнитель) оказывает услуги по транспортировке горячей воды (теплоносителя) принятой от заказчика ООО «Альфаресурс» по своим сетям ГВС, расположенным в квартале 13 ЮГ <адрес>, присоединенных с одной стороны к квартальной котельной по <адрес>, с другой стороны присоединенные к многоквартирным жилым домам - №, а также к зданию <адрес>.
Таким образом, котельная ООО «Альфаресурс» обеспечивает теплоснабжение 7 МКД. В связи с чем просили принять меры прокурорского реагирования в отношении ООО «Альфаресурс» и ООО «Интер-Энерго-Траст».
Согласно комиссионному акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии со справкой в рамках проведенной прокуратурой проверкой с привлечением Средне-Поволжского управления Ростехнадзора выявлено, что котельная, расположенная по адресу <адрес>, отвечает критериям опасного производственного объекта, при этом в нарушение действующего законодательства ООО «Интер-Энерго-Траст» не зарегистрировало указанный объект в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, выявлены иные многочисленные нарушения, которые создают риск бесперебойного прохождения отопительного сезона, предоставление потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества, что в том числе свидетельствует об угрозе безопасности самого объекта теплоснабжения, и может привести к его повреждению и затронуть права и интересы третьих лиц.
Учитывая изложенное, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца ( ч. 2 ст. 45 ГПК РФ).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания своего имущества.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.1- ч.1 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Во исполнение ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Из п.2 указанных Правил следует, что проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно п.6 Правил При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Согласно п.п.7-8 Правил результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.
Перечень мероприятий, подлежащих проверке при оценке готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду уполномоченным органом Ростехнадзора установлен п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103.
Согласно п. 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; 15) наличие сведений о выполненных мероприятиях: по установке (приобретению) резервного оборудования; по организации совместной работы нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть; по резервированию тепловых сетей смежных районов поселения, городского округа, города федерального значения; по устройству резервных насосных станций. В случае отсутствия одного или нескольких мероприятий, указанных в абзацах втором - пятом настоящего подпункта, в инвестиционной программе теплоснабжающей или теплосетевой организации оценка готовности к отопительному периоду по выполнению такого мероприятия не производится; 16) выполнение графиков проведения противоаварийных тренировок.
Из п.12.1 Постановления Правительства РФ от 08 августа 2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»):
- в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» (далее - ценовые зоны теплоснабжения), единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности, кроме обязанностей, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, также обязана:
- до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - переходный период) разработать и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, а также направить эти стандарты в территориальный антимонопольный орган;
- реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения;
- обеспечивать соблюдение значений параметров качества теплоснабжения потребителей и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с настоящими Правилами;
- исполнять стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;
- размещать информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из п.2.3.15 Приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее Правил) следует, что очередная проверка знаний указанных Правил проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год.
Так, согласно договору аренды от 25 февраля 2021 года (п.7 и п.10) с даты передачи котельной арендатору он отвечает за ее надлежащую эксплуатацию согласно нормативным требованиям, арендатор обязан нести затраты по всем расходуемым материалам и коммунальным платежам (техническое обслуживание), все виду ремонтов включая ежегодные планово-предупредительный и капитальный с даты заключения договора.
Материалами дела подтверждено, что ООО «Интер-Энерго-Траст» в нарушение ч. 2 ст. 2 Закона №116-ФЗ не зарегистрировало указанный объект в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
- в нарушение ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ у ООО «Интер-Энерго-Траст» отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности,
- в нарушение ч.1 ст.10 Закона №116-ФЗ ООО «Интер-Энерго-Траст» не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание; отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте не осуществляется,
- в нарушение ч.2 ст.10 Закона №116-ФЗ у ООО «Интер-Энерго-Траст» отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасный производственный объект, расположенный по адресу: <адрес>, разработанный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1437,
- в нарушение ч.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ и п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 №13, руководитель ООО «Интер-Энерго-Траст» не аттестован в области промышленной безопасности А.1,
- в нарушение ч.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ и п. 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №531 (далее – Правила №531), ООО «Интер-Энерго-Траст» не выполняет комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; не обеспечивает проведение технического диагностирования технических и технологических устройств (котлы, ГРПШ, горелки) сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; проектная и исполнительная документация в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) не хранится, порядок и условия хранения не определен приказом руководителя эксплуатирующей организации; подрядная организация для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту опасного производственного объекта не задействована,
- в нарушение ч.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ и п. 5 Правил №531, не назначено лицо из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности (Б.7.1), ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов,
- в нарушение ч.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ и п. 3 постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» ООО «Интер-Энерго-Траст» не разработало положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации,
- в нарушение ч.1 ст. 9 Закона №116-ФЗ и п. 29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503, не разработан документ по техническому расследованию причин инцидентов на опасном производственном объекте.
Кроме того, в деятельности ООО «Интер-Энерго-Траст» выявлены нарушения Правил №115, а именно:
п.2.1.2 – распорядительным документом руководителя организации не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель;
п. 2.8.1 – отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительная записка и т.д.) со всеми последующими изменениями;
п. 2.7.3 – отсутствуют годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов;
п. 6.2.33 – отсутствует паспорт тепловых сетей;
п. 6.2.13 – не проведены испытания тепловых сетей на прочность и плотность;
п. 6.2.34 – не ведется шурфовой контроль;
п. 6.2.26 – отсутствует график обходов тепловых сетей; отсутствует журнал дефектов тепловых сетей; отсутствует журнал обхода и осмотра тепловых сетей;
п. 6.2.64 – отсутствует инструкция с четко разработанным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей применительно к местным условиям и коммуникациям сетей;
п. 2.7.3 – отсутствует перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утвержденный техническим руководителем организации; отсутствует порядок учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей;
п. 6.2.25 – при текущей эксплуатации тепловых сетей не восстанавливается разрушенная тепловая изоляция; не удаляется скапливающаяся в камерах (ТК-3, ТК-4, ТК-8) вода; не поддерживаются в исправном состоянии тепловые сети (наблюдается порыв в тепловой камере ТК-4);
п. 13.2 – не проведено техническое диагностирование специальной организацией тепловых сетей, отработавших расчетный срок службы.
Наряду в изложенным, в ООО «Альфаресурс» в ходе эксплуатации объекта теплоснабжения допущены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115):
п.2.1.1 - отсутствует подготовленный теплоэнергетический персонал;
п.2.1.2 - распорядительным документом руководителя организации не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель;
п. 2.8.1 - отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
п. 2.9.1 - средства измерений теплотехнических параметров не прошли поверку;
п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.7 - не проведен своевременный ремонт и модернизация трехкодового клапана теплообменного аппарата системы ГВС 2 с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (вышел из строя);
п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.7 - не проведен своевременный ремонт и модернизация трубопровода ХВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (наблюдаются свищи и хомуты на трубопроводе);
п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.7 - не проведен своевременный ремонт и модернизация трубопровода ГВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (наблюдаются свищи и хомуты на трубопроводе);
п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.7 – не проведено своевременное техническое обслуживание теплообменных аппаратов (очистка);
п. 2.7.1, 2.7.2 - не восстановлена тепловая изоляция замененных участков трубопроводов внутри котельной;
п. 2.7.3 - отсутствуют годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов;
п. 2.7.3 – отсутствует перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации; порядок учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей;
п. 3.3.1 - здание котельной не содержится в исправном состоянии, обеспечивающим длительное, надежное использование его по назначению (наблюдается течь крыши);
п.3.3.9 – не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной (1 раз в 5 лет);
п. 2.3.44 - работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей не проверяются в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца;
п. 2.3.45 - работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающий тепловые энергоустановки, не проверяются один раз в полугодие в одной контрольной противопожарной тренировке;
п. 2.8.1 – отсутствуют паспорта тепловых нагрузок тепловых энергоустановок;
п. 12.11 – не проведена ревизия водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов (не реже 1 раза в 3 года);
п. 2.11.1 - в помещениях котельной неисправны первичные средства пожаротушения;
п. 3.3.10 – не проводится наружный осмотр дымовой трубы и газоходов, а также осмотр межтрубного пространства трубы со внутренним газоотводящим стволом (1 раз в год);
п. 3.3.14 – не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации дымовой трубы котельной;
В нарушение п. 7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 – не очищено от пыли, паутины оборудование ВРУ, сборок, осветительных щитков в котельной; не обеспечена проверка соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке ответственным за электрохозяйство; не на всех панелях электрощитков нанесены надписи, указывающие назначение присоединений, их диспетчерское наименование, предупреждающие значки в котельной; частично не защищены от механических повреждений, открыто проложенные, изолированные провода в котельной; не проведено техническое обслуживание ВРУ-0,4 кВ котельной (на стенах электрощитовой присутствуют следы отслоения штукатурки); не укомплектованы защитными средствами электроустановки котельной; не проведены профилактические испытания электрооборудования котельной.
Принимая в внимание нормы действующего законодательства, в связи с установленными по делу обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что нарушения связанные с эксплуатацией котельной, обязан устранить арендатор – ООО «Альфаресурс», а часть нарушений должно устранить ООО «Интер-Энерго-Траст».
На момент рассмотрения дела, доказательств устранения выявленных нарушений ответчиками не представлено.
Доводы, изложенные в возражениях, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд исходит из тог, что указанные выше обстоятельства создают риск бесперебойного прохождения отопительного сезона, срыва мероприятий по получению паспорта готовности муниципального образования «город Ульяновск», предоставления потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества, что затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц и МО «город Ульяновск». Более того, характер выявленных недостатков свидетельствует об угрозе безопасности самого объекта теплоснабжения, что может привести к его повреждению и, как следствие, причинению вреда жизни и здоровью обслуживающего персонала и граждан, проживающих в непосредственной близости от котельной, ущерба имуществу физических и юридических лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ в ответчиков ООО «Альфаресурс» и ООО «Интер-Энерго-Траст» подлежит взысканию государственная пошлина по 6000 руб. с каждого в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на ООО «Интер-Энерго-Траст» следующие обязанности: зарегистрировать котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; получить лицензию на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; обеспечить резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; провести обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; разработать и принять план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасный производственный объект, расположенный по адресу: <адрес>; аттестовать руководителя в области промышленной безопасности А.1; выполнить комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечить проведение технического диагностирования технических и технологических устройств (котлы, ГРПШ, горелки) сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; обеспечить хранение проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации); определить приказом руководителя порядок и условия их хранения; задействовать подрядную организацию для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту опасного производственного объекта; назначить из состава руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности (Б.7.1), лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов; разработать положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации; разработать документ по техническому расследованию причин инцидентов на опасном производственном объекте; назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя распорядительным документом руководителя организации; утвердить проектную документацию (чертежи, пояснительную записку и т.д.) со всеми последующими изменениями; обеспечить наличие и проведение годовых (сезонных и месячных) планов (графиков) ремонтов; обеспечить наличие паспорта тепловых сетей; провести испытания тепловых сетей на прочность и плотность; обеспечить проведение шурфового контроля; обеспечить наличие графика обходов тепловых сетей; обеспечить наличие и ведение журнала дефектов тепловых сетей; обеспечить наличие и ведение журнала обхода и осмотра тепловых сетей; обеспечить наличие инструкции с четко разработанным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей применительно к местным условиям и коммуникациям сетей; обеспечить наличие переченя аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утвержденного техническим руководителем организации; обеспечить наличие порядка учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей; восстановить разрушенную тепловую изоляцию; обеспечить удаление скапливающейся в камерах (ТК-3, ТК-4, ТК-8) воды; поддерживать в исправном состоянии тепловые сети; устранить порыв в тепловой камере ТК-4); провести техническое диагностирование специальной организацией тепловых сетей, отработавших расчетный срок службы.
Возложить на ООО «Альфаресурс» следующие обязанности: обеспечить наличие подготовленного теплоэнергетического персонала; назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя распорядительным документом руководителя организации; обеспечить наличие утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; провести поверку средств измерений теплотехнических параметров; провести ремонт и модернизацию трехкодового клапана теплообменного аппарата системы ГВС 2 с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (вышел из строя); провести ремонт и модернизацию трубопровода ХВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (устранить свищи и хомуты на трубопроводе); провести ремонт и модернизацию трубопровода ГВС с целью поддержания исправного, работоспособного состояния тепловых энергоустановок (устранить свищи и хомуты на трубопроводе); провести техническое обслуживание теплообменных аппаратов (очистка); восстановить тепловую изоляцию замененных участков трубопроводов внутри котельной; обеспечить наличие и проведение годовых (сезонных и месячных) планов (графиков) ремонтов; обеспечить перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации; порядок учета, хранения, восполнения аварийного запаса расходных материалов и запасных частей; в целях обеспечения содержания здания котельной в исправном состоянии, устранить течь крыши; провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной; обеспечить проведение один раз в три месяца проверок работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей в контрольной противоаварийной тренировке; обеспечить проведение один раз в полугодие проверок работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонала постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающего тепловые энергоустановки, в контрольной противопожарной тренировке; обеспечить наличие паспорта тепловых нагрузок; обеспечить проведение не реже 1 раза в 3 года ревизии водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов; обеспечить помещение котельной исправными первичными средствами пожаротушения; обеспечить проведение не реже 1 раза в год наружного осмотра дымовой трубы и газоходов, а также осмотра межтрубного пространства трубы со внутренним газоотводящим стволом; провести инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации дымовой трубы котельной; провести очистку от пыли, паутины оборудование ВРУ, сборок, осветительных щитков в котельной; обеспечить проведение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке ответственным за электрохозяйство; на всех панелях электрощитков нанести надписи, указывающие назначение присоединений, их диспетчерское наименование, предупреждающие значки в котельной; обеспечить защиту от механических повреждений открыто проложенных, изолированных проводов в котельной; проверить техническое обслуживание ВРУ-0,4 кВ котельной (на стенах электрощитовой присутствуют следы отслоения штукатурки); укомплектовать защитными средствами электроустановки котельной; провести профилактические испытания электрооборудования котельной.
Взыскать с ООО «Альфаресурс» (ОГРН №) в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 6000 руб.
Взыскать с ООО «Интер-Энерго-Траст» (ОГРН №) в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись А.О. Таранова
Копия верна
Судья А.О. Таранова
Секретарь с/з ФИО4
Подлинник судебного акта находится в материалах дела № Железнодорожного районного суда <адрес>.