Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 30 января 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-668/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоСтрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «АвтоСтрой» (далее также ООО «АвтоСтрой», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 30.08.2021: с кадастровым номером № - в размере 39 030 240 рублей, с кадастровым номером № – 12 611 872 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеназванных земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков. Считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица – ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, АО «Балтийская Строительная компания-СПБ» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Как следует из материалов дела, ООО «АвтоСтрой» на праве собственности принадлежат земельные участки категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, расположенные по адресу: <адрес>:
- с кадастровым номером №, площадью 79 980 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 25 376 кв.м,
что подтверждено выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 27.09.2022.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области по состоянию на 01.01.2020.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» АОКС-63/2021/000269 от 08.09.2021 по состоянию на 30.08.2021 в размере:
- с кадастровым номером № – 57 006 544,8 руб.,
- с кадастровым номером № – 23 692 302,4 руб.,
о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости участка от 26.09.2022.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков затрагивает права административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 29/06-22/3-2 от 20.12.2022, подготовленный оценщиком ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
- с кадастровым номером № – 39 030 240 рублей,
- с кадастровым номером № – 12 611 872 рубля.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости земельных участков. Суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости земельных участков, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов с заявлением в суд является 28.12.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «АвтоСтрой» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 79 980 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.08.2021 в размере 39 030 240 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25 376 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.08.2021 в размере 12 611 872 рубля.
Датой обращения ООО «АвтоСтрой» с заявлением в суд считать 28.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.02.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –