Дело №2-8267/2023
16RS0046-01-2023-012896-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания И.Л. Галлямовой, с использованием систем видеоконференцсвязи, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещенииВахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Исмагилова И.Ф. кУправлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.Ф. Исмагилова обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано следующее.
Следственным органом Отдела полиции № 12 «Гвардейский» И.Ф. Исмагилов задержан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158, пунктами «б», «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указывается, что следственным органом неверно квалифицированы действия И.Ф. Исмагилова.
Приговором Советского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года И.Ф. Исмагилов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «б», «в» части 2 статьи 158, пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением окончательного наказания в виде лишения свободы сроком на два года три месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года приговор Советского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года изменен. Действия И.Ф. Исмагилова переквалифицированы с пунктов «б», «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением окончательного наказания в виде лишения свободы на два года два месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
И.Ф. Исмагилов указывает, что должностные лица следственных органов обязаны правильно применять нормы закона, а суд первой инстанции не устранил нарушение закона указанными должностными лицами, что причинило заявителю моральный вред, который оценивается в сумме 300000 руб.
Руководствуясь изложенным, истец И.Ф. Исмагилов просит суд взыскать с ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.
В ходе судебного рассмотрения к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец И.Ф. Исмагилов посредством систем видеоконференцсвязи исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, С.Н. Новоселова в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица прокуратуры Республики Татарстан, Е.С. Тютчева в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, исковые требования полагала подлежащими оставлению без удовлетворения.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно положениям статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части 1 статьи 27 данного Кодекса; 4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 данного Кодекса; 5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры. Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Из материалов дела усматривается, что приговором Советского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года И.Ф. Исмагилов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «б», «в» части 2 статьи 158, пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением окончательного наказания в виде лишения свободы сроком на два года три месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 01 августа 2023 года приговор Советского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года изменен. Действия И.Ф. Исмагилова переквалифицированы с пунктов «б», «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением окончательного наказания в виде лишения свободы на два года два месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд исходит из того, что переквалификация судом действий истца на менее тяжкое обвинение сама по себе не является реабилитирующим обстоятельством, в связи с чем, оснований для применения положений статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Впункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" разъяснено, что к лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации на часть 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.
В соответствии с пунктом 9 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, переквалификация действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение либо исключение из обвинения части эпизодов или квалифицирующих признаков судом, постановившим обвинительный приговор, сами по себе не являются реабилитирующими обстоятельствами.
В этой связи права на компенсацию морального вреда в связи с переквалификацией его действий у истца не возникло.
Доводы истца о наличии у него права на компенсацию морального вреда в связи с тем, что он претерпел нравственные страдания ввиду необоснованно предъявленного обвинения в более тяжком преступлении, переквалифицированного впоследствии на менее тяжкое, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Исмагилова И.Ф. кУправлению Федерального казначейства по Республике Татарстан (ОГРН 1021602858771), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья А.Р. Сафин