Дело №
УИД:75RS0№-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 8 декабря 2022 года
Кыринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пановой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
с участием представителя истца- и.о. прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего использование и распоряжение муниципальной собственностью, а также законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства на территории сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>». Установлено, что на территории сельского поселения «Михайло- Павловское» расположены 3 функционирующих элемента электросетевого хозяйства- трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередач по адресам: здание трансформаторной подстанции- ТП-58 от ВЛ 10 кв Михайло- Павловск <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп Зарека, расположенная по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп ОТФ «Ключи» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Указанные объекты на настоящий момент фактически является бесхозяйным, в муниципальной собственности муниципального района и сельского поселения не находится, информации о зарегистрированных правах на указанный объект, возможных правообладателях объекта в органах <адрес>, Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес>, КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» не имеется. Согласно п.п. 3 и 19 ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, кроме органа местного самоуправления, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. При наличии всех признаков бесхозяйности перечисленных объектов недвижимости, относящихся к объектам электросетевой инфраструктуры, администрация сельского поселения «Михайло- Павловское» не принимает меры к постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет. Это в свою очередь не позволяет органу местного самоуправления обратиться в суд и признать право муниципальной собственности на эти вещи и решить дальнейшую судьбу зданий и сооружений- содержать их, либо передать иным участникам гражданского оборота для их эксплуатации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на данные объекты препятствует выделению бюджетных средств на их содержание, их возможную реконструкцию, ремонт или иные действия, направленные на обеспечение требований бесперебойности и безаварийности электроснабжения. Просит обязать администрацию сельского поселения «Михайло- Павловское» в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: здание трансформаторной подстанции- ТП-58 от ВЛ 10 кв Михайло- Павловск <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп Зарека, расположенная по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп ОТФ «Ключи» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
Представитель истца – и.о. прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>» ФИО4 надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Кроме того в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора признала в полном объеме о чем представила письменное заявление, в котором указала, что признает исковые требования в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены, известны и понятны.
Определением Кыринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора филиал ПАО «Россети Сибирь»- «Читаэнерго», которое надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения, в которых указали о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В силу положений ст. 8.1, ст. 131 ГК РФ права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу требований п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц, при этом действия по постановке на учет бесхозяйного имущества приведут к определению его собственника, на которого может быть возложена обязанность по надлежащему его содержанию.
Как следует из материалов дела и установлено, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки в рамках соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства выявлено, что на территории сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>» имеется 3 функционирующих элемента электросетевого хозяйства- трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередач по адресам: здание трансформаторной подстанции- ТП-58 от ВЛ 10 кв Михайло- Павловск <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп Зарека, расположенная по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп ОТФ «Ключи» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, сведения о собственнике которой отсутствуют.
Согласно информации, представленной филиалом ПАО «Россети Сибирь»- «Читаэнерго» следует, что вышеуказанные объекты являются бесхозяйными.
Из информации Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> спорные объекты недвижимости отсутствуют в реестре государственного имущества и собственностью <адрес> не являются, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости.
Из информации администрации муниципального района «<адрес>» спорные объекты недвижимости в реестре муниципальной собственности муниципального района «<адрес>» не числятся.
Согласно информации «ЗабГеоИнформЦентр» сведений о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости в архивном фонде Учреждения не числятся.
В судебном заседании установлено, что спорные объекты недвижимости настоящее время фактически являются бесхозяйными, в муниципальной собственности муниципального района и сельского поселения не находится.
ДД.ММ.ГГГГ по указанному факту в адрес главы сельского поселения "Михайло- Павловское" прокуратурой района внесено представление, однако действенных мер по устранению нарушений администрацией не принято.
Исходя из вышеизложенных норм законодательства, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Вместе с тем, администрацией сельского поселения "Михайло- Павловское" в нарушение требований ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке спорных объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было.
Поскольку наличие выявленных нарушений нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>» о возложении обязанностей удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения «Михайло- Павловское» муниципального района «<адрес>» в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: здание трансформаторной подстанции- ТП-58 от ВЛ 10 кв Михайло- Павловск <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп Зарека, расположенная по адресу: <адрес>; сооружение: воздушная линия- ВЛ-10 кв Михайло- Павловск отп ОТФ «Ключи» <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий С.В. Панова