Мотивированное решение составлено 23 мая 2023 года
Дело № 2-279/2023 (ранее № 2-2467/2022)
УИД 76RS0023-01-2022-003197-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Петрутис В.Э..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красноперекопского района г.Ярославля, в защиту прав неопределенного круга лиц, к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля об организации проведения работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме,
У с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля, в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц, в ноябре 2022 года обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к мэрии города Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля об обязании в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС
В обоснование иска указано о том, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при обеспечении контроля за использованием и сохранностью многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС
В многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу находятся жилые помещения - квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН являющиеся объектами муниципальной собственности.
Территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по адресу: АДРЕС - заключено два договора социального найма.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу пунктов 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Устава г. Ярославля к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
Согласно пункту 4<1> Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307 «Об утверждении Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля» (далее - Положение) территориальная администрация осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с обращением в межведомственную комиссию с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 28.08.2008 № 2357 жилые помещения многоквартирного дома АДРЕС признаны непригодными для проживания (но не решен вопрос о дальнейшей судьбе дома).
Протоколом городской межведомственной комиссии мэрии города Ярославля от 21.01.2022 № 3 в целях продолжения процедуры оценки технического состояния данного многоквартирного дома территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля поручено предоставить дополнительные сведения, а именно результаты обследования жилых помещений данного жилого дома в части физических факторов (шум, вибрация).
Вместе с тем территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля мер по заключению договора на проведение измерений шума и вибрации по адресу: АДРЕС с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» (так указано в первоначальных исковых требований прокурора), а также по выделению денежных средств на указанную процедуру не принималось.
Выявленное бездействие со стороны территориальной администрации является недопустимым, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля 29.06.2022 № 03-03-2022 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно полученному ответу территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля от 19.08.2022 № 01-16/4086-28 в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» направлялось обращение о проведении работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС Для проведения указанных работ необходимо заключение договора на платной основе.
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля только после внесения прокуратурой района представления об устранении нарушений жилищного законодательства 28.07.2022 обратилась в департамент финансов мэрии города Ярославля об увеличении бюджетных ассигнований по средствам городского бюджета 2022 года. Вместе с тем, до настоящего времени территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля договор на выполнение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу не заключен, указанные работы не выполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля, с учетом уточнения требований, просит обязать в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ярославль, ул. 2-я Бутырская, д. 83.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Этимян А.М. поддержал исковые требования в полном объеме с учетом уточнений. Пояснил, что помещения в доме находятся в муниципальной собственности. В 2008 году дом признан не пригодным к проживанию, но не решен вопрос с его реконструкцией или сносом. Администрация должна была провести исследования по вибрации и шуму, но этого не было сделано. Просит иск удовлетворить.
Ответчики мэрия г.Ярославля, Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, в лице представителя Вышеславовой А.В. по соответствующим доверенностям возражала против удовлетворения иска. Многоквартирный дом аварийным не признан. Наниматели отказываются выезжать из занимаемых помещений по разным причинам. Сторона ответчиков полагает, что наниматели самостоятельно могут обратиться за измерением шума, в том числе путем обращения в РЖД, так как дом расположен рядом с железной дорогой.
Третьи лица Муниципальное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г.Ярославля, УГИБДД УМВД России по Ярославской области в лице представителей участия в разбирательстве дела не приняли, процессуальных ходатайств не заявлено.
Третье лицо Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска.
Третьи лица Лысенкова С.Л., Смирнова С.В., Смирнов И.А., Смирнова М.А. в судебное заседание не явились, мнение по иску не представили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что исковые требования, с учетом их уточнения, являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению.
По делу следует, что в ходе проверки соблюдения требований жилищного законодательства при обеспечении контроля за использованием и сохранностью многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС, выявлено, что в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу находятся жилые помещения - квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, являющиеся объектами муниципальной собственности.
По данному объекту Территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по адресу: АДРЕС заключено два договора социального найма. По сведениям, представленным в материалы дела, в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН зарегистрирована и проживает Лысенкова С.Л.; в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН зарегистрированы и проживают Смирнова С.В., Смирнов И.А., Смирнова М.А. (третьи лица).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 43 от 16.07.2007 (л.д.28), назначенной постановлением мэра г.Ярославля от 02.07.2007 № 2173, жилые помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирного жилого дома АДРЕС признаны непригодными для проживания. Фактический износ здания составляет 56%, в том числе фундаментов 45%,, стен и перегородок – 55%, перекрытий – 55%, крыши – 60%, полов – 55 %, оконных и дверных проемов – 55 % и пр.
Согласно постановлению мэра города Ярославля от 28.08.2008 № 2357 (л.д.30), жилые помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирного жилого дома АДРЕС подлежат расселению. Постановление до настоящего времени не исполнено.
Согласно выписке из протокола заседания городской межведомственной комиссии от 21.01.2022 № 3, членами городской межведомственной комиссии принято решение о продолжении процедуры оценки технического состояния многоквартирного жилого дома АДРЕС после предоставления в городскую межведомственную комиссию дополнительных сведений, а именно результатов обследования жилых помещений данного жилого дома в части физических факторов (шум, вибрация) (л.д.46).
Однако каких-либо мер по организации проведения измерений шума и вибрации по адресу: АДРЕС не принималось.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля 29.06.2022 № 03-03-2022 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно полученному ответу территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля от 19.08.2022 № 01-16/4086-28 в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» направлялось обращение о проведении работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС Для проведения указанных работ необходимо заключение договора на платной основе.
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля только после внесения прокуратурой района представления об устранении нарушений жилищного законодательства 28.07.2022 обратилась в департамент финансов мэрии города Ярославля об увеличении бюджетных ассигнований по средствам городского бюджета 2022 года. Вместе с тем, до настоящего времени договор на выполнение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по вышеуказанному адресу не заключен, указанные работы не выполнены.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу пунктов 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Устава г. Ярославля к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
В соответствии с п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение).
В соответствии с п.2 Положения, действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7 Положения).
При принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, комиссией проводится оценка соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется фактическое состояние многоквартирного дома. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).
Таким образом, измерение физических факторов, в частности шума, вибрации, является обязательным при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).
Согласно пункту 4<1> Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307 «Об утверждении Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля» (далее - Положение) территориальная администрация осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с обращением в межведомственную комиссию с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По делу следует, что надлежащий ответчик – мэрия г. Ярославля, поскольку именно на мэрии г.Ярославля, как на органе местного самоуправления и как на собственнике помещений НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирного жилого дома АДРЕС лежит обязанность совершить все действия, направленные на сбор и предоставление всей необходимой информации в комиссию для целей оценки состояния многоквартирного дома на предмет возможности признания его аварийным и подлежащим сносу. Соответственно, именно мэрия г.Ярославля обязана организовать проведение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС. Территориальная администрация – структурное подразделение органа местного самоуправления, со статусом юридического лица – является представителем наймодателя - муниципального собственника по договорам социального найма с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда города Ярославля, и также является надлежащим ответчиком по делу.
Требования истца обоснованы, должны быть удовлетворены. Доказательств для иного вывода не представлено. Все доводы иска не оспорены и не опровергнуты стороной ответчика.
Следует установить достаточный и разумный, срок организации проведения работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС- в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Установление решением суда срока для выполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ. Иное не следует.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить:
Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824), территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ИНН 7607008170, ОГРН 1027600985697) в течение 3 месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение работ по инструментальному измерению параметров шума и вибрации в жилом доме, используемом по договорам социального найма, расположенном по адресу: АДРЕС
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Красноперова