судья 1 инстанции: Проскурня С.Н. Дело № 21-147/2024
№ 12-9/2024
РЕШЕНИЕ
15 апреля 2024 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Двирнык Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Герасимова Олега Васильевича, жалобу председателя административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года Герасимов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
На указанное постановление административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым 12 января 2024 года заместителем прокурора Красногвардейского района Республики Крым принесен протест, в котором ставился вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания Герасимову О.В., как вынесенного с нарушением требований действующего законодательства. Протест принесен одновременно с ходатайством о восстановлении срока на его подачу. По мнению прокурора Герасимов О.В. незаконно привлечен к административной ответственности за нарушение правил благоустройства, установленных органом местного самоуправления, поскольку в правилах благоустройства отсутствуют сведения об установлении минимальной и максимальной площади прилегающей территории, а также не установлены границы прилегающей территории. Кроме того, административное наказание назначено Герасимову О.В. без учета обстоятельств, смягчающих ответственность.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года заместителю прокурора Красногвардейского района Республики Крым восстановлен срок обжалования постановления административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года по делу об административном правонарушении №. Протест заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым на постановление административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года по делу № об административном правонарушении - удовлетворен. Постановление административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Герасимова Олега Васильевича - отменено. Производство по данному делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением судьи, в Верховный Суд Республики Крым с жалобами обратились председатель административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ФИО3, а также Герасимов Олег Васильевич.
В жалобе в Верховный Суд РК председатель административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым просит решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года отменить, постановление административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года оставить без изменения. Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с решением судьи в части восстановления срока на подачу прокурором протеста. Указывает о законности принятого комиссией постановления и об отсутствии у районного судьи оснований для его отмены.
В жалобе в Верховный Суд РК Герасимов О.В. просит решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным и отменить постановление административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения; прекратить исполнительное производство №-ИП от 23.11.2023 года, находящееся на исполнении в ОСП по Красногвардейскому району; вынести в адрес судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым Проскурни С.Н. частное определение по делу №. Герасимов О.В. в жалобе указывает о том, что судьей районного суда при наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях Герасимова О.В. состава административного правонарушения, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании Герасимов О.В. поддержал свою жалобу, просил удовлетворить, в удовлетворении жалобы представителя административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым просил отказать.
В судебном заседании представитель административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ФИО4 жалобу поддержала, в удовлетворении жалобы Герасимова О.В. просила отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 и 2 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Удовлетворяя ходатайство заместителя прокурора Красногвардейского района РК о восстановлении процессуального срока для подачи протеста, судья районного суда исходил из следующего.
Из имеющихся в деле документов следует, что копии материалов дела № об административном правонарушении были предоставлены Герасимову О.В. административной комиссией муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым 30.11.2023 исх. № по его заявлению от 29 ноября 2023 года.
Постановление о назначении Герасимову О.В. административного наказания от 29 августа 2023 года по обращению последнего поступило в прокуратуру Красногвардейского района 28 декабря 2023 года.
28.12.2023 года на указанное постановление административной комиссии принесен протест прокурора, поступивший в Красногвардейский районный суд Республики Крым 12 января 2024 года.
В период с 30.12.2023 года по 08.01.2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.08.2023 N 1314 "О переносе выходных дней в 2024 году" установлены выходные дни.
В связи с чем, фактически весь срок на подачу протеста на постановление административной комиссии выпал на выходные дни.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Таким образом, решение судьи в части восстановления срока на подачу заместителем прокурора Красногвардейского района РК протеста является обоснованным.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Герасимов О.В. привлечен к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от 05 февраля 2021 г. № 2/96-XXI, выразившееся в том, что на придомовой территории Герасимова О.В. по адресу: <адрес>, не покошена трава.
Постановлением административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым от 29 августа 2023 года Герасимов О.В. подвергнут административному наказанию по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении исследованы доказательства в деле, им дана надлежащая оценка, вследствие чего судья пришел к правильному выводу о незаконности принятого административной комиссией постановления об административном правонарушении.
Так, в протоколе № об административном правонарушении от 18 августа 2023 г. событие административного правонарушения не описано.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Нарушение процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность его использования в качестве доказательств (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Как следует из протокола об административном правонарушении (пункт 9), 09.08.2023 года выявлено нарушение правил благоустройства, установленных органом местного самоуправления Петровского сельского поселения, а именно на придомовой территории по адресу: <адрес> (фото прилагается), ответственность за которое предусмотрена статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Таким образом, протокол об административном правонарушении вообще не содержал описание события вмененного Герасимову О.В. административного правонарушения.
Между тем, административная комиссия муниципального образования Красногвардейский район РК рассмотрела дело об административном правонарушении по существу с вынесением постановления, в котором самостоятельно сформулировала вменяемое Герасимову О.В. правонарушение, выразившееся в нарушении им правил благоустройства, установленных органом местного самоуправления Петровского сельского поселения, а именно, как указано в постановлении, на придомовой территории Герасимова О.В. по адресу: <адрес>, не покошена трава.
Судьей районного суда дана надлежащая оценка выводам административной комиссии о наличии в действиях Герасимова О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым». В решение судья указывает о несогласии с такими выводами административной комиссии.
Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Между тем, придя к выводу об отсутствии в действиях Герасимова О.В. состава административного правонарушения, судьей ошибочно прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в редакции Законов Республики Крым от 30.10.2017 N 424-ЗРК/2017, от 01.07.2019 N 619-ЗРК/2019 наступает за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно - эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона.
На основании подпункта 4 пункта 14.10.1 Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от 05 февраля 2021 г. № 2/96-XXI, собственники домовладений, в том числе используемых для временного (сезонного) проживания, обязаны: производить регулярную уборку от мусора, в том числе систем водоотведения поверхностного стока, покос травы, а также своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории на расстоянии от ограждений (заборов) до проезжей части дорог, либо до границ полос отвода дорог (в случае если границы полос отвода установлены), по всей ширине земельного участка.
Закон Республики Крым от 5 марта 2019 года N 574-ЗРК/2019 «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Крым границ прилегающих территорий» устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым границ прилегающих территорий.
Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным вышеуказанным Законом.
Границы прилегающей территории - местоположение прилегающей территории, установленное посредством определения координат характерных точек ее границ (статья 2).
Положениями статьи 3 Закона Республики Крым от 5 марта 2019 года N 574-ЗРК/2019 «О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Крым границ прилегающих территорий» установлено, что границы прилегающих территорий определяются в соответствии с настоящим Законом в случае, если правилами благоустройства предусмотрено участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.
Правилами благоустройства устанавливается максимальная и минимальная площадь прилегающей территории.
Границы прилегающей территории отображаются на схеме границ прилегающей территории на кадастровом плане территории. В схеме границ прилегающей территории также указываются кадастровый номер и адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого установлены границы прилегающей территории, площадь прилегающей территории, условный номер прилегающей территории.
Правилами благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от 05 февраля 2021 г. № 2/96-XXI, границы прилегающей территории не определены.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств подготовки схемы границ прилегающей территории, ее утверждения представительным органом муниципального образования в составе правил благоустройства в соответствии с требованиями статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно подпункту 1 пункта 9.1 раздела 9 «Ответственность в сфере благоустройства, чистоты и порядка» Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение с учетом изменений, внесенных решением Петровского сельского совета от 17 декабря 2021 г. № 2/190-XXXIV, владельцы объектов благоустройства обязаны производить систематическую уборку (ручную, механизированную) жилых, административных, торговых и иных зданий, строений, сооружений, а также земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, а также прилегающих территорий при наличии утвержденной схемы границ прилегающей территории и договора (соглашения) о закреплении прилегающей территории.
Как следует из пункта 43 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022), исходя из положений главы 30 КоАП РФ по результатам пересмотра постановления и (или) решений по делу об административном правонарушении производство по такому делу может быть прекращено по любому из оснований, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса. Нормы данного кодекса не содержат запрета на изменение основания прекращения производства по делу, если будет установлено, что на предыдущей стадии производства в указанной части принято неправильное решение. В то же время следует учитывать, что, если срок давности привлечения к административной ответственности истек, вынесенное в порядке главы 30 КоАП РФ решение не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено (пункт 13(1) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи), или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Иные требования Герасимова О.В. о прекращении исполнительного производства и о вынесении в адрес судьи Красногвардейского районного суда РК Проскурни С.Н. частного определения по делу 12-122/2023 не подлежат рассмотрению в рамках данного производства, в связи с чем, подлежат оставлению без рассмотрения.
Жалоба председателя административной комиссии муниципального образования Красногвардейский район РК удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 06.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117- ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в отношении Герасимова Олега Васильевича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья подпись Н.В. Двирнык
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>