Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1238/2023 ~ М-1234/2023 от 23.08.2023

                                                                               Дело № 2-1238/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск                                                                 09 октября 2023 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.,

при секретаре Гержа Г.И.,

с участием представителя истца Хомходько Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФКУ Упрдор «Черноморье» к СПК «Колхоз им. В.И. Ленина», Ерофеевой Н. И., Буркаловой Л. И., Элбакян С. С., Шишкиной М. В., Хуторной Г. А., Тамахиной Е. А., Недоступовой В. Н., Мироненко О. И., Мацегора Г. В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении реестровой ошибки, изменении границ и площади земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилось в суд с иском к СПК «Колхоз им. В.И. Ленина», Ерофеевой Н.И., Буркаловой Л.И., Элбакян С.С., Шишкиной М.В., Хуторной Г.А., Тамахиной Е.А., Недоступовой В.Н., Мироненко О.И., Мацегора Г.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении реестровой ошибки, изменении границ и площади земельного участка, указав, что в настоящий момент ФКУ Упрдор «Черноморье» проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог -147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск – Керчь». ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером № . . . (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 11.02.2016 года сделана запись № . . .), занятый автомобильной дорогой Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (км 0+050 - км 43+885, км 52+000 - км 52 +950, км 57+910 - км 83+855, 0+090 - км 7+677) с кадастровым номером № . . .. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером № . . .. При формировании земельного участка с кадастровым номером № . . ., не был учтен факт расположения в их границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (км 0+050 - км 43+885, км 52+ 000 - км 52+950, км 57+910 - км 83+855, км 0+090 - км 7+677).

Представитель истца ФКУ Упрдор «Черноморье» - по доверенности Хомходько Д.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, дав объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков – СПК «Колхоз им. В.И. Ленина», Межмуниципального отдела по г. Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых возражений относительно заявленных требований не высказали.

Ответчики Недоступова В.Н., Ерофеева Н.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых возражений относительно заявленных требований не высказали.

Ответчики Элбакян С.С., Хуторная Г.А., Шишкина М.В., Бурлакова Л.И., Мироненко О.И. в судебное заседание не явились, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Возражений относительно заявленных требований не представили.

Ответчики Мацегора Г.В., Тамахина Е.А. в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания уведомлялись почтовыми извещениями по месту жительства, что соответствует положениям, изложенным в ст. 165.1 ГК РФ и абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25. Согласно почтовым отправлениям, направленные в адрес ответчиков извещения возвращены в связи с истекшим сроком хранения, т.е. ответчики по зависящим от них обстоятельствам уклонились от получения судебных извещений. С учетом изложенного, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Представитель третьего лица – межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея в судебное заседание не явился, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что в настоящий момент ФКУ Упрдор «Черноморье» проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог -147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск – Керчь».

ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером № . . . (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 11.02.2016 года сделана запись № . . .), занятый автомобильной дорогой Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (км 0+050 - км 43+885, км 52+000 - км 52 +950, км 57+910 - км 83+855, 0+090 - км 7+677) с кадастровым номером № . . ..

В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером № . . ., между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «ГЕО Инвест-Информ» 02.09.2019 года заключен государственный контракт № 824.

В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером № . . ..

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.07.2023 года № КУВИ-№ . . . земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . . принадлежит на праве общей долевой собственности (более чем пяти лицам): Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз имени В.И. Ленина»; Мацегора Г. В.; Ерофеевой Н. И.; Буркаловой Л. И.; Элбакян С. С.; Шишкиной М. В.; Хуторной Г. А.; Тамахиной Е. А.; Недоступовой В. Н.; Мироненко О. И..

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В соответствии с частью 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

В соответствии с частью 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц).

Согласно протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . . от 22.07.2021 года собрание по вопросу исправления реестровой ошибки и об избрании лица, уполномоченного действовать без доверенности при согласовании местоположения границ, не правомочно принимать решения по вопросам повестки дня в виду отсутствия кворума.

Согласно протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № . . . от 26.10.2021 года собрание (повторное) по вопросу исправления реестровой ошибки и об избрании лица, уполномоченного действовать без доверенности при согласовании местоположения границ, не правомочно принимать решения по вопросам повестки дня в виду отсутствия кворума.

Тем самым, досудебный порядок соблюден.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2023 года № КУВИ-001/2023-173610790 год завершения строительства автомобильной дороги с кадастровым номером № . . . (Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республи-кой (км 0+050 - км 43+885, км 52+ 000 - км 52+950, км 57+910 - км 83+855, км 0+090 - км 7+677) – 1946. Земельный участок с кадастровым номером № . . . используется для эксплуатации указанной автомобильной дороги.

Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 г. № 717.

Согласно техническому паспорту федеральной автомобильной дороги «Подъезд к г.Майкоп от М-29 «Кавказ»» (км 0 + 000 до 103 + 090), в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги.

Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения.

К спорным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.

Как указал Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 года по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане: «Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)».

Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.

Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.

Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.

Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путём исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 года № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

ГК РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости. Данная правовая позиция отражена в постановлении суда апелляционной инстанции по делу А32-37208/2016.

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 года № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости. Таким образом, в межевом плане в отношении указанного уточняемого земельного участка должны отражаться контуры внутренних границ, в пределах которых располагаются соответствующий объект.

Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером № . . ., не был учтен факт расположения в их границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (км 0+050 - км 43+885, км 52+ 000 - км 52+950, км 57+910 - км 83+855, км 0+090 - км 7+677).

Согласно экспертному заключению от 08.08.2023 года общества с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест-Информ» (ИНН № . . . ОГРН № . . .), расположенному по адресу: 350000, Краснодарский край, <адрес>, литер А, помещение 13,

Вывод № 1, экспертом установлено, что при выполнении кадастровых работ по определению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № . . . была допущена реестровая ошибка, которая позднее воспроизведена в ЕГРН. Экспертом проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., смежных с границами земельного участка с кадастровым номером № . . ., занятого автомобильной дорогой общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» – Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу. Каталог координат прилагается в таблице № 3.

Таблица № 3.

Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., смежных с границами земельного участка с кадастровым номером № . . ..

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участкас кадастровым номером № . . .
№ точки Уточненные координаты, м Средняя квадратическая погрешность, м Метод определения координат
X Y
1 2 3 4 5
14 458117.26 2298210.48 0.10 Метод спутниковых (геодезических) измерений
15 458146.70 2298231.75 0.10
16 458145.73 2298232.91 0.10
17 458148.08 2298234.87 0.10
18 458149.07 2298233.66 0.10
19 458167.15 2298246.29 0.10
20 458217.01 2298283.14 0.10
21 458247.58 2298305.96 0.10
22 458247.21 2298306.45 0.10
23 458250.84 2298309.20 0.10
24 458251.26 2298308.72 0.10
25 458252.95 2298309.98 0.10
26 458259.68 2298314.76 0.10
27 458269.77 2298321.93 0.10
28 458299.29 2298341.86 0.10
29 458353.16 2298378.07 0.10
30 458385.31 2298398.47 0.10
31 458417.67 2298418.53 0.10
32 458458.35 2298443.85 0.10
33 458472.26 2298452.50 0.10
34 458491.21 2298462.98 0.10
35 458519.55 2298480.49 0.10

Вывод № 2. В результате проведенного исследования экспертом установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № . . ..

В границах земельного участка № . . ., внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» авто-мобильная дорога М-4 «Дон» – Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу, а именно: земляное полотно, барьерное ограждение.

Вывод № 3. Экспертом определен способ исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., выявленной при производстве работ по настоящему экспертному заключению на основании каталога координат, указанного в выводе по первому вопросу.

Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № . . . целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № . . ., согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации.

Указанное исправление реестровой ошибки возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

В таблице № 4 приведен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером № . . ..

Таблица № 4.

Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером № . . .

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участкас кадастровым номером № . . .
№ точки Уточненные координаты, м Средняя квадратическая погрешность, м Метод определения координат
X Y
1 2 3 4 5
Площадь – 769 173 кв. м
1 457849.91 2299093.52 2,50 Метод спутниковых (геодезических) измерений
2 457646.55 2298892.61 2,50
3 457144.62 2299390.25 2,50
4 457067.89 2299314.85 2,50
5 457009.31 2299315.57 2,50
6 456961.64 2299330.84 2,50
7 456918.14 2299327.88 2,50
8 456755.21 2299267.36 2,50
9 457110.66 2298689.13 2,50
10 457133.29 2298673.40 2,50
11 457330.30 2298553.28 2,50
12 457523.93 2298734.35 2,50
13 457552.88 2298761.51 2,50
14 458117.26 2298210.48 0.10
15 458146.70 2298231.75 0.10
16 458145.73 2298232.91 0.10
17 458148.08 2298234.87 0.10
18 458149.07 2298233.66 0.10
19 458167.15 2298246.29 0.10
20 458217.01 2298283.14 0.10
21 458247.58 2298305.96 0.10
22 458247.21 2298306.45 0.10
23 458250.84 2298309.20 0.10
24 458251.26 2298308.72 0.10
25 458252.95 2298309.98 0.10
26 458259.68 2298314.76 0.10
27 458269.77 2298321.93 0.10
28 458299.29 2298341.86 0.10
29 458353.16 2298378.07 0.10
30 458385.31 2298398.47 0.10
31 458417.67 2298418.53 0.10
32 458458.35 2298443.85 0.10
33 458472.26 2298452.50 0.10
34 458491.21 2298462.98 0.10
35 458519.55 2298480.49 0.10
1 457849.91 2299093.52 2,50

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Данная категория споров не предусматривает обязательного досудебного порядка их урегулирования.

Согласно определению ВАС РФ № ВАС-7498/13 иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Согласно справке кадастрового инженера от 08.08.2023 года № . . ., уточняемый земельный участок с кадастровым номером № . . . по части границ н95-н109 и н110-н116 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером № . . .. Часть границы н95-н109 и н110-н116 является общей только для двух участков – № . . . и № . . ., соответственно, данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.

Следует отметить, что в соответствии с п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 года № 374 - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Отсутствие согласования границ земельного участка принадлежащего Российской Федерации – ввиду несогласия Ответчиков нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует эксплуатации автомобильной дорогой Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (км 0+050 - км 43+885, км 52+ 000 - км 52+950, км 57+910 - км 83+855, км 0+090 - км 7+677), а также нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильной дороги Р-217.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928 автомобильная дорога автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (подъезд к городу Майкоп) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, соответственно у ФКУ Упрдор «Черноморье» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий.

Таким образом, с учетом исследованных судом доказательств и приведенных выше норм закона, в том числе, на которые сослался в исковом заявлении истец, следует признать иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № . . ., являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером № . . ., реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № . . . в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участкас кадастровым номером № . . .
№ точки Уточненные координаты, м Средняя квадратическая погрешность, м Метод определения координат
X Y
1 2 3 4 5
Площадь – 769 173 кв. м
1 457849.91 2299093.52 2,50 Метод спутниковых (геодезических) измерений
2 457646.55 2298892.61 2,50
3 457144.62 2299390.25 2,50
4 457067.89 2299314.85 2,50
5 457009.31 2299315.57 2,50
6 456961.64 2299330.84 2,50
7 456918.14 2299327.88 2,50
8 456755.21 2299267.36 2,50
9 457110.66 2298689.13 2,50
10 457133.29 2298673.40 2,50
11 457330.30 2298553.28 2,50
12 457523.93 2298734.35 2,50
13 457552.88 2298761.51 2,50
14 458117.26 2298210.48 0.10
15 458146.70 2298231.75 0.10
16 458145.73 2298232.91 0.10
17 458148.08 2298234.87 0.10
18 458149.07 2298233.66 0.10
19 458167.15 2298246.29 0.10
20 458217.01 2298283.14 0.10
21 458247.58 2298305.96 0.10
22 458247.21 2298306.45 0.10
23 458250.84 2298309.20 0.10
24 458251.26 2298308.72 0.10
25 458252.95 2298309.98 0.10
26 458259.68 2298314.76 0.10
27 458269.77 2298321.93 0.10
28 458299.29 2298341.86 0.10
29 458353.16 2298378.07 0.10
30 458385.31 2298398.47 0.10
31 458417.67 2298418.53 0.10
32 458458.35 2298443.85 0.10
33 458472.26 2298452.50 0.10
34 458491.21 2298462.98 0.10
35 458519.55 2298480.49 0.10
1 457849.91 2299093.52 2,50

Данное решение суда является основанием для осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № . . . и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд.

                   Судья       подпись          И.А. Кувикова

2-1238/2023 ~ М-1234/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ Упрдор "Черноморье"
Ответчики
СПК "Колхоз им. В.И. Ленина"
Шишкина Марина Васильевна
Элбакян Сусан Степановна
Недоступова Венера Наримановна
Мироненко Ольга ИВановна
Ерофеева Наталья Ивановна
Мацегора Геннадий Васильевич
Тамахина Екатерина Алексеевна
Росреестр по КК
Буркалова Людмила Ивановна
Хуторная Галина Абрамовна
Другие
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК и респ.Адыгея
Суд
Новокубанский районный суд Краснодарского края
Судья
Кувикова Ирина Александровна
Дело на странице суда
novokubansk--krd.sudrf.ru
23.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2023Передача материалов судье
24.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2023Подготовка дела (собеседование)
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее