Дело № 2-629/23
26RS0013-01-2023-000702-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2023 года г. Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Никитюк А.Д.,
при секретаре судебного заседания Яшниковой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> к государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Железноводская городская больница» о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства,
установил:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Железноводская городская больница», уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ требования, просит возложить на ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» обязанность прекратить следующие нарушения санитарного законодательства:
-обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства в части предоставления экстренных извещений в полном объеме в сроки, предусмотренные п.п. 24,27 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В обоснование требований указано, что в соответствии со ст. 11 Федерального законодательства № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 статьи ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи, наделены полномочиями, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.
Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф08-3572/04, постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исходя из вышеизложенного и на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (утверждено Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012г. №) - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Так при анализе информации по срокам предоставления экстренных извещений об инфекционной заболеваемости медицинскими организациями поступившей из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» установлено, что ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» за период с 08.09.2022г. по настоящее время несвоевременно представляет экстренные извещения по случаям инфекционной заболеваемости.
Согласно п. 1 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 2 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" санитарные правила устанавливают обязательные требования:к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебнопрофилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации;к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белково-подобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляцийСогласно п. 5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 24 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" о каждом случае инфекционной болезни, носитель- ства возбудителей инфекционной болезни или подозрения на инфекционную болезнь, а также в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).Согласно п. 27 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 часов подает новое экстренное извещение на пациента с инфекционным заболеванием в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления заболевания, с указанием измененного (уточненного) диагноза, даты его установления, первоначального диагноза, результата лабораторного исследования.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в <адрес> были выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении юридического лица - ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» по факту несвоевременного ппредоставления экстренных извещений по случаям инфекционной заболеваемости № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 11 части 2 статьи 14, частями 2-3 статьи 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6927; 2015, N 10, ст. 1425; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 15, ст. 2136) и подпунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 608 утверждена форма статистического учета N 058/у "Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной ре-акции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил" (согласно приложению N 1).Порядок заполнения формы статистического учета №/у «Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил».
Форма статистического учета №/у «Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил».Извещение заполняется на каждого пациента(ку) с диагнозом острого инфекционного или паразитарного заболевания (коды по МКБ-10 - А00-В89) или подозрения на него (код по МКБ-10 - Z03). Извещение также заполняется на случаи гриппа (коды по МКБ-10 - J09- Л1), случаи профессионального отравления (коды по МКБ-10 - Т36-Т65 и соответствующие коды внешних причин - Х40-Х59), случаи неблагоприятных реакций, связанных с иммунизацией (соответствующие подрубрики из рубрик Т78, Т80, Т88 - аллергические и другие реакции и коды внешних причин неблагоприятных реакций на вакцины - Y58-Y59), случаи воздействия живых механических сил - укусы, оцарапывание, ослюнение (коды МКБ-10 - W53-W55, W57).Экстренное извещение направляется в орган исполнительной власти региона в сфере здравоохранения и Управление Роспотребнадзора по субъекту Федерации.
Однако, поданные экстренные извещения заполняются сотрудниками ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» не в полном объеме, не все диагнозы указываются в соответствии с «МКБ X» (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), не указываются данные лабораторного обследования, подтверждающие диагноз, также не называется какой медицинской организацией проводились лабораторные исследования, дата взятия материала для исследования, не указывается дата рождения, место работы и последнего посещения места работы.
В экстренных извещениях не всегда указан адрес фактического проживания, указывается только адрес места регистрации (данные необходимы для внесения в систему ЕИАС Роспотребнадзора). Таким образом, ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» неоднократно нарушало требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика ГБУЗ СК "Железноводская ГБ" в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответственного качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Из п. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Для реализации задачи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения главным государственным санитарным врачам и их заместителям в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ предоставлены полномочия предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Ф осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Ф разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств определены ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам; предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;
Согласно ч. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
ГБУЗ СК "Железноводская ГБ" обладает правами юридического лица, является лечебным учреждением.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 11 Федерального законодательства № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 статьи ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи, наделены полномочиями, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.
Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф08-3572/04, постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исходя из вышеизложенного и на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (утверждено Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012г. №) - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Так при анализе информации по срокам предоставления экстренных извещений об инфекционной заболеваемости медицинскими организациями поступившей из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» установлено, что ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» за период с 08.09.2022г. по настоящее время несвоевременно представляет экстренные извещения по случаям инфекционной заболеваемости.
Согласно п. 1 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 2 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" санитарные правила устанавливают обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебнопрофилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белково-подобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляцийСогласно п. 5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 24 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" о каждом случае инфекционной болезни, носитель- ства возбудителей инфекционной болезни или подозрения на инфекционную болезнь, а также в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).Согласно п. 27 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 часов подает новое экстренное извещение на пациента с инфекционным заболеванием в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления заболевания, с указанием измененного (уточненного) диагноза, даты его установления, первоначального диагноза, результата лабораторного исследования.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в <адрес> были выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении юридического лица - ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» по факту несвоевременного ппредоставления экстренных извещений по случаям инфекционной заболеваемости № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 11 части 2 статьи 14, частями 2-3 статьи 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6927; 2015, N 10, ст. 1425; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 15, ст. 2136) и подпунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 608 утверждена форма статистического учета N 058/у "Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной ре-акции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил" (согласно приложению N 1).Порядок заполнения формы статистического учета №/у «Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил».
Форма статистического учета №/у «Экстренное извещение об инфекционном, паразитарном и другом заболевании, профессиональном отравлении, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, воздействии живых механических сил».Извещение заполняется на каждого пациента(ку) с диагнозом острого инфекционного или паразитарного заболевания (коды по МКБ-10 - А00-В89) или подозрения на него (код по МКБ-10 - Z03). Извещение также заполняется на случаи гриппа (коды по МКБ-10 - J09- Л1), случаи профессионального отравления (коды по МКБ-10 - Т36-Т65 и соответствующие коды внешних причин - Х40-Х59), случаи неблагоприятных реакций, связанных с иммунизацией (соответствующие подрубрики из рубрик Т78, Т80, Т88 - аллергические и другие реакции и коды внешних причин неблагоприятных реакций на вакцины - Y58-Y59), случаи воздействия живых механических сил - укусы, оцарапывание, ослюнение (коды МКБ-10 - W53-W55, W57).Экстренное извещение направляется в орган исполнительной власти региона в сфере здравоохранения и Управление Роспотребнадзора по субъекту Федерации.
Однако, поданные экстренные извещения заполняются сотрудниками ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» не в полном объеме, не все диагнозы указываются в соответствии с «МКБ X» (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), не указываются данные лабораторного обследования, подтверждающие диагноз, также не называется какой медицинской организацией проводились лабораторные исследования, дата взятия материала для исследования, не указывается дата рождения, место работы и последнего посещения места работы.
В экстренных извещениях не всегда указан адрес фактического проживания, указывается только адрес места регистрации (данные необходимы для внесения в систему ЕИАС Роспотребнадзора). Таким образом, ГБУЗ СК «Железноводская городская больница» неоднократно нарушало требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что требования Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных правил ответчиком не выполнены.
Таким образом, на ГБУЗ СК "Жеелзноводская ГБ" подлежит возложению обязанность по непосредственному устранению выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
Суд учитывает объем работ, время, необходимое на их устранение и выделение денежных средств, а также порядок финансирования, принимает во внимание продолжительный период проведения процедур в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и считает возможным установить разумный и достаточный срок для устранения нарушения санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> к государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Железноводская городская больница» о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Железноводская городская больница» обязанность в срок до 01 сентября 023 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- обеспечить соблюдение требований санитарного законодательства в части предоставления экстренных извещений в полном объеме в сроки, предусмотренные п.п. 24,27 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> в течение одного месяца.
Председательствующий,
судья А.Д. Никитюк