Дело № 2-654/2017 «10» января 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской ФедерацииОктябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний Серовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Дьячкова А. АлексА.а к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Дьячков А.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Его мать Дьячкова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Дьячков А.М., решением Онежского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ окончил ФГАОУ «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». С ДД.ММ.ГГГГ работает в г. Архангельске на основании трудового договора заключенного с ИП Уваровым, в должности электромонтер по испытаниям и измерениям. В настоящее время зарегистрирован по адресу: Архангельская область, <адрес>; проживает по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Заключением органа опеки и попечительства города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске. Просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Истец Дьячков А.А. в судебное заседание не явился, а дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель истца Миронова Ю.В., действующая на основании доверенности, уточнила наименование ответчика - Администрация муниципального образования «Город Архангельск», заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать, при этом право истца на предоставление жилого помещения не оспаривал, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Абанова З.А., действовавшая на основании доверенности, заявленные истцом требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области и Министерства образования и науки Архангельской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено и никем не оспаривается, что Дьячков А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Архангельской области. Его мать Дьячкова Е. В., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I - ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ; отец Дьячков А. М. решением Онежского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Постановлением Администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № Дьячков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования «Покровское».
Материалами дела подтверждается, что Дьячков А.А. в период с 2007 года по в 2011 год обучался в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в г. Архангельске.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает у ИП Уварова С.В. в должности электромонтера по испытаниям и измерения, что подтверждается справкой ИП Уваров С.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что жилое помещение по договору социального найма или по договору найма специализированного жилищного фонда на территории <адрес> Архангельской области Дьячкову А.А. не предоставлялось, учитывая, что Дьячковым А.А. написано заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в городе Архангельске, и предоставлении жилого помещения в г. Архангельске по месту нахождения образовательной организации ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», которую он окончил ДД.ММ.ГГГГ, Дьячков А.А. работает в г. Архангельске на основании трудового договора №№, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, за Дьячковым А.А. признано право на обеспечение жилым помещением в городе Архангельске.
Таким образом, судом установлено, что истец, являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не имеет жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, куда он мог вселиться и проживать.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
На основании пункта 8 статьи 19 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.
В силу статьи 46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
На основании статьи 49 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно статьям 19, 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных исковых требований является Администрация муниципального образования «Город Архангельск».
Разрешая иск в части требований к жилому помещению специализированного жилищного фонда, которое подлежит предоставлению истцу, суд учитывает следующее.
Согласно части 7 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Частью 5 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, Дьячков А.А., обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенного в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу истца Дьячкова А.А. с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп. уплаченная при подаче иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Дьячкова А. АлексА.а к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Дьячкову А. АлексА.у по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Взыскать с Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Дьячкова А. АлексА.а 300 руб. 00 коп. в возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 16 января 2017 года
Копия верна
Судья Н.С. Моисеенко