Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 4А-288/2019 от 20.02.2019

Судья – Мокрушин О.А.

Судья – Тотьмянина Е.И. 44а-288/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 13 марта 2019 г.

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Мухина Игоря Валерьевича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от 25 июня 2018 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 3 сентября 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда от 15 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю № 07-02-02/170-Ю от 25 июня 2018 г. общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (далее ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 3 сентября 2018 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (л.д. 143-150, том 1).

Решением судьи Пермского краевого суда от 15 ноября 2018 г. решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 3 сентября 2018 г. и постановление должностного лица от 25 июня 2018 г. оставлено без изменения, жалоба защитника Мухина И.В. – без удовлетворения. (л.д.255-261, том 1).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 20 февраля 2019 г., заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов и приводит доводы об их незаконности в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых сделаны выводы о его виновности в совершении административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении истребовано 25 февраля 2019 г., поступило в Пермский краевой суд 5 марта 2019 г. Надзорное производство поступило из Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры 4 марта 2019 г.

Пермскому межрайонному природоохранному прокурору направлена копия жалобы защитника Мухина И.В. для ознакомления и установлен срок для подачи возражений – до 4 марта 2019 г. В возражениях, поступивших в Пермский краевой суд 4 марта 2019 г., природоохранный прокурор Л.А. Моисеевских полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, а вынесенные по делу решения - законными и обоснованными.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, надзорного производства, а также административный материал в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» прихожу к следующему.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

Порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот определен в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Исходя из указанных норм Закона № 89-ФЗ, отходы (нефтесодержащая жидкость) требуют отнесения их к конкретному классу опасности отходов с последующим внесением в группу «Отходы производства нефтепродуктов» ФККО, а также проведения паспортизации в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, и устанавливает требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Положениями ч. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок предоставления отчетности по форме № 2-ТП (отходы) регламентирован приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Указанная отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации не позднее 1 февраля после отчетного периода. Отчет содержит сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» требований природоохранного законодательства, проведенной Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой, было выявлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушениями статей 1, 11, 14, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», требований Приказа Минприроды России № 721 от 1.09.2011 №721, выразившимися в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами, в частности не составлении и не утверждении паспорта на отходы (нефтесодержащую жидкость); не определении класса опасности, не осуществлении учета отходов, предоставлении не в полном объеме отчетности.

Указанные обстоятельства, подтвержденные копией письма ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» от 25.04.2018 №О-1224, отчетом по мониторингу состояния воды, справкой о содержании нефтепродуктов в бассейне реки Пыж, отчетом о научно- исследовательской работе ЕНИ ПГНИУ, объяснениями П., Уставом ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», лицензией ** от 05.04.2016 и другими материалами дела, послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».

Оставляя постановление от 25 июня 2018 г. без изменения, судьи районного и краевого судов исходили из доказанности совершения правонарушения юридическим лицом, непредставления обществом доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на недопущение выявленного нарушения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществу экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства или иными опасными веществами.

Довод заявителя о невозможности отнесения нефтесодержащей жидкости к отходам, является несостоятельным. Учитывая приведенные выше нормы законодательства, нефтесодержащая жидкость, находящаяся под промышленной площадкой ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез», относится к остаткам сырья, т.е. к отходам, которые подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не обеспечен учет отходов (нефтесодержащей жидкости) по установленной форме.

Данный вид отходов в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2017 год ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не отражен и соответственно сведения по нему не представлены в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю.

Довод жалобы о наличии экспертного заключения об идентификации нефтесодержащей жидкости, не свидетельствует о незаконности принятых по делу актов, поскольку исходя из приведённых выше положений нормативно- правовых актов, указанное заключение не опровергает правильные выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя на решения арбитражных судов отмену вынесенных решений не влечет, поскольку представление Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры от 21.03.2018 отменено Арбитражным судом Пермского края 10.09.2018 по процессуальным основаниям

Общество ссылается на то, что факт совершения нарушения был установлен природоохранной прокуратурой в период с 2014 по 2016 год.

Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, были выявлены в результате подготовки и сбора сведений по поручению Прокуратуры Пермского края информации по ликвидации экологической проблемы от 14.02.2018. На основании непосредственно обнаруженных данных в результате сбора информации Пермским природоохранным прокурором на основании ст.28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии защитников общества 14.05.2018 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

При том, что в результате осуществления контроля за исполнением решения Индустриального районного суда г.Перми от 14.08.2014 предметом контроля правила обращения с отходами не являлись.

Таким образом, вопреки доводам жалобы событие правонарушения зафиксировано по состоянию на 14 мая 2018 г. при вынесении природоохранным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Довод о нарушении процессуальных прав заявителя подлежит отклонению. Как следует из представленных материалов, общество не было лишено права на защиту, поскольку при рассмотрении дела на всех стадиях принимали участие защитники общества, которые активно пользовались предоставленными им процессуальными правами, в том числе правом давать пояснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, в реализации указанных прав должностным лицом и судьями не ограничивались.

Указание в жалобе на незаконное участие в деле прокурора основано на неверном толковании норм процессуального права.

На основании положений п.1 ч.1 ст.25.11, п.1 ч.1 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что представители прокуратуры принимали участие в судебном заседании при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, давали пояснения по обстоятельствам дела, что не противоречит позиции, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, а также органов и должностных лиц, вынесших постановление о возбуждении дела об административном правонарушении для выяснения возникших вопросов.

В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.

При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 1. ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от 25 июня 2018 г., решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 3 сентября 2018 г., решение судьи Пермского краевого суда от 15 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Мухина Игоря Валерьевича - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда - подпись

4А-288/2019

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Суд
Пермский краевой суд
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее