Дело №
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
07 ноября 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения <адрес> к Департаменту городского хозяйства <адрес>, Администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, третье лицо Департамент финансов <адрес> о понуждении исполнения требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), мотивируя его следующим.
Территориальный отдел по городу Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о <адрес> и городу федерального значения Севастополь (далее - Отдел) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», осуществляющим контроль за не исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации Внутригородского муниципального образования Балаклавского муниципального округа за период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не было организовано проведение акарицидных обработок территорий, часто посещаемых населением, а именно:
-пунктом 994 Санитарных правил и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", предусмотрено, что акарицидами (инсектоакарицидами) обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). Эти территории, в том числе являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами.
- и пункта 999 вышеназванного СанПиН 3.3686-21 организацию проведения акарицидных мероприятий должны осуществлять органы исполнительной власти муниципальных образований; юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Не проведение акарицидных обработок мест массового посещения влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья, и может привести к тяжелым последствиям.
Отдел в ДД.ММ.ГГГГ году письменно ДД.ММ.ГГГГ исх. № и ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ информировал Заместителя Губернатора <адрес> о необходимости выделения финансирования на мероприятия в ДД.ММ.ГГГГ, связанные с акарицидными обработками территорий <адрес>.
Однако, ответчиком по настоящему исковому заявлению финансирования соответчика в ДД.ММ.ГГГГ году на проведение мероприятий по акарицидной обработке выделено не было.
По информации филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по <адрес> и городу федерального значения Севастополя» по данным оперативного мониторинга за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ по поводу присасывания клещей обратилось № человек, в ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано № случаев. За 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано 3 случая заболевания иксодовым клещевым боррелизом (Блезнь Лайма), что на 2 случая больше аналогичного периода ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрировано 5 случаев риккетсиоза. При фемологическом наблюдении и сезонного хода численности клещей на территории Балаклавском МО были обнаружены клещи относящиеся к видам Ixodes ricinus, Haemophisalis (лесной клещ), которые могут являться потенциальными переносчиками вируса иксодовый клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит и марсельской лихорадки.
Указанная информация показывает на не достаточную организованность соответчика в проведении акарицидных обработок на участках территорий часто посещаемых населением, а именно в Балаклавском муниципальном округе.
В силу п. 15, ч. 1, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.11 ст. 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ.) к внутригородского муниципального образования отнесены вопросы о создании условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры.
Отделом в текущем году неоднократно направлялись в Администрацию внутригородского муниципального образования Балаклавского муниципального округа и в Департамент городского хозяйства <адрес> письменные уведомления о проведении акарицидных обработок территории муниципального образования.
Согласно, письменных ответов В МО Балаклавского МО от ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, что в связи с ограничением финансированием в 2023 году на реализацию мероприятий по проведению акарицидной обработке территорий муниципального образования не предоставляется возможным.
Приказом Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об утверждении Перечня видов затрат, учитываемых при расчете норматива затрат на реализацию соответствующего государственного полномочия», где на Департамент возложена обязанность о финансировании муниципальные образования в том числе Балаклавский муниципальный округ с целью исполнения указанного перечня видов затрат связанных с акарицидными мероприятиями (пункт 3, 9).
Согласно, протокола внепланового заседания СПЭК от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено о проведении аккрицидных обработок на территории трех районов (Ленинский Гагаринский и Нахимовский) <адрес>, за исключением Балаклавского МО. По итогу СПЭК было принято решение о проведении акарицидных мероприятиях в ВМО Балаклавскому МО, ответственным которым утвержден Департамент городского хозяйства <адрес>, а выделение финансирования на указанные мероприятия возложено на Департамент финансов <адрес>.
Таким образом, ответчиком и соответчиком по настоящему исковому заявлению на момент его подачи, требования пунктов 1 и 2 протокола внепланового заседания СПЭК от ДД.ММ.ГГГГ. № не исполнены.
В связи с изложенным, Административный орган в лице истца заявляет требования об обязании ответчика о выделении финансовых средств на проведение указанных мероприятий, а соответчика провести акарицидную обработку мест массового посещения населения.
В связи с окончанием в ДД.ММ.ГГГГ год периода для проведения профилактических акарицидных обработок мест массового посещения граждан, которые указаны в исковом заявлении и установлен срок исполнения один месяц, учитывая, что проведение акарицидных обработок территорий в сентябре-октябре не актуально, необходимо Администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципальному округу изменить сроки проведения акарицидных обработок в ДД.ММ.ГГГГ года и обязать Департамент финансов Правительства Севастополя выделить финансовые средств Администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципальному округу на ДД.ММ.ГГГГ и установить новый срок проведения акарицидных обработок подведомственных территорий в апреле-мае месяцах, далее - ежегодно с апреля по август.
Представитель истца просит признать бездействие Департамента городского хозяйства <адрес>, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства противоправными. Обязать Департамент городского хозяйства <адрес> выделить финансовые средства в 2024 году с последующим ежегодным проведением с апреля по август месяц акарицидных обработок территории Внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа в течении месяца со дня вступления решения в законную силу. Обязать Администрацию внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа в срок с ДД.ММ.ГГГГ года осуществить первое проведение акарицидной обработки с последующим по ДД.ММ.ГГГГ года мест массового посещения граждан. Обязать Администрацию внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа провести контроль качества по акрицидной обработке мест часто посещаемых граждан.
Представитель истца в судебном заседание на удовлетворении иска настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представители ответчиков в судебном заседание против удовлетворения иска возражали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истцом исходя и из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела Территориальный отдел по городу Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о <адрес> и городу федерального значения Севастополь (далее - Отдел) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», осуществляющим контроль за не исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации Внутригородского муниципального образования Балаклавского муниципального округа за период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не было организовано проведение акарицидных обработок территорий, часто посещаемых населением, а именно:
-пунктом 994 Санитарных правил и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", предусмотрено, что акарицидами (инсектоакарицидами) обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). Эти территории, в том числе являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами.
- и пункта 999 вышеназванного СанПиН 3.3686-21 организацию проведения акарицидных мероприятий должны осуществлять органы исполнительной власти муниципальных образований; юридические лица, индивидуальные предприниматели, руководители садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Не проведение акарицидных обработок мест массового посещения влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья, и может привести к тяжелым последствиям.
Истцом в ДД.ММ.ГГГГ году письменно ДД.ММ.ГГГГ исх. № и ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ информировал Заместителя Губернатора <адрес> о необходимости выделения финансирования на мероприятия в ДД.ММ.ГГГГ году, связанные с акарицидными обработками территорий <адрес>.
Однако, Департаментом городского хозяйства <адрес> финансирования Администрации в 2023 году на проведение мероприятий по акарицидной обработке выделено не было.
По информации филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по <адрес> и городу федерального значения Севастополя» по данным оперативного мониторинга за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ по поводу присасывания клещей обратилось № человек, в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано № случаев. За 6 месяцев 2023г. зарегистрировано 3 случая заболевания иксодовым клещевым боррелизом (Блезнь Лайма), что на 2 случая больше аналогичного периода ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрировано 5 случаев риккетсиоза. При фемологическом наблюдении и сезонного хода численности клещей на территории Балаклавском МО были обнаружены клещи относящиеся к видам Ixodes ricinus, Haemophisalis (лесной клещ), которые могут являться потенциальными переносчиками вируса иксодовый клещевой боррелиоз, клещевой вирусный энцефалит и марсельской лихорадки.
Указанная информация показывает на не достаточную организованность Администрации в проведении акарицидных обработок на участках территорий часто посещаемых населением, а именно в Балаклавском муниципальном округе.
В силу п. 15, ч. 1, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.11 ст. 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ.) к внутригородского муниципального образования отнесены вопросы о создании условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры.
Истцом в текущем году неоднократно направлялись в Администрацию внутригородского муниципального образования Балаклавского муниципального округа и в Департамент городского хозяйства <адрес> письменные уведомления о проведении акарицидных обработок территории муниципального образования.
Согласно, письменных ответов В МО Балаклавского МО от ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №,ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, что в связи с ограничением финансированием в 2023 году на реализацию мероприятий по проведению акарицидной обработке территорий муниципального образования не предоставляется возможным.
Приказом Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об утверждении Перечня видов затрат, учитываемых при расчете норматива затрат на реализацию соответствующего государственного полномочия», где на Департамент возложена обязанность о финансировании муниципальные образования в том числе Балаклавский муниципальный округ с целью исполнения указанного перечня видов затрат связанных с акарицидными мероприятиями (пункт 3, 9).
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП Утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства <адрес> (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.1 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес> (далее - Департамент) является исполнительным органом <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства <адрес> в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории <адрес> (в границах административно- территориальных единиц - районов <адрес>), земельный контроль на территории <адрес>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию. и внешнему виду рекламных конструкций на территории <адрес>, входящим в систему исполнительных органов <адрес> и финансируемым за счет средств бюджета <адрес>.
Одной из основных задач деятельности Департамента является надлежащего технического и санитарного содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в реформирования жилищно-коммунального комплекса.
Согласно п. 9.10.1. указанного положения на Департамент возложена функция главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета <адрес>.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № о создании санитарно-противоэпидемической комиссии при правительстве Севастополе (Далее - СПЭК).
Согласно, п.1.1 Положения СПЭК является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных исполнительных органов государственной власти Севастополя, органов местного самоуправления Севастополя, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в решении задач, направленных на предупреждение и ликвидацию эпидемий, опасных инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и радиационных поражений людей.
Основными задачами которой, является разработка мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения <адрес>, организации эффективного взаимодействия и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Севастополя, юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и организационноправовых форм, должностных лиц, физических лиц в области профилактики возникновения и распространения, локализации и ликвидации очагов опасных инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и радиационных поражений людей, а также по вопросам выполнения санитарного законодательства Российской Федерации. Подготовка и внесение на рассмотрение Правительства Севастополя предложений по вопросам совершенствования правового регулирования в сфере предупреждения, профилактики опасных инфекционных заболеваний.
Согласно, протокола внепланового заседания СПЭК от ДД.ММ.ГГГГ. № было установлено о проведении аккрицидных обработок на территории трех районов (Ленинский Гагаринский и Нахимовский) <адрес>, за исключением Балаклавского МО. По итогу СПЭК было принято решение о проведении акарицидных мероприятиях в ВМО Балаклавскому МО, ответственным которым утвержден Департамент городского хозяйства <адрес>, а выделение финансирования на указанные мероприятия возложено на Департамент финансов <адрес>.
Таким образом, ответчиком и соответчиком, требования пунктов 1 и 2 протокола внепланового заседания СПЭК от ДД.ММ.ГГГГ. № не исполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
Статьей 39 вышеназванного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 ФЗ №- ФЗ).
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (п. 4 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).
Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Пунктом 100 указанных Санитарных правил, предусмотренна на территории населенных пунктов дезинсекция, включая акарицидные и ларвицидные обработки, проводится, в весенний, летний период, при необходимости, в осенний период,
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории <адрес>, является Департамент городского хозяйства.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Главный государственный санитарный врач вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Невыполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части профилактики инфекционных заболеваний среди людей связанных с укусами клещей Департаментом городского хозяйства <адрес> и бездействие администрацией Внутригородского муниципального образования Балаклавского муниципального округа по не проведению акарицидной обработки, на часто посещаемых населением участков территории, нарушает права неопределенного круга лиц, создает предпосылку высокого риска заражения людей, так и может повлечь возникновение и распространения инфекционных болезней среди населения.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к вывод, что недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения и организаций от обязанности соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, принятых на территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу перечисленных норм Администрацией должны осуществляться мероприятия по проведение акарицидной обработки мест массового посещения граждан, а Департаменту необходимо выделить денежные средства на данные мероприятия, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения <адрес> к Департаменту городского хозяйства <адрес>, Администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, третье лицо Департамент финансов <адрес> о понуждении исполнения требований санитарного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие Департамента городского хозяйства <адрес>, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства противоправными.
Обязать Департамент городского хозяйства <адрес> выделить финансовые средства в ДД.ММ.ГГГГ с последующим ежегодным проведением с апреля по август месяц акарицидных обработок территории Внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа в срок с ДД.ММ.ГГГГ осуществить первое проведение акарицидной обработки с последующим по ДД.ММ.ГГГГ года мест массового посещения граждан.
Обязать Администрацию внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа провести контроль качества по акрицидной обработке мест часто посещаемых граждан.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <адрес>
суда <адрес> К.В.Кукурекин