Дело №2-363/2024
УИД 75RS0031-01-2024-000563-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2024 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре А.А. Каменскас,
с участием помощника прокурора района Е.А. Емельянцева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Оловяннинского района в интересах Бадмаевой Вероники Александровны, Цагадаевой Евгении Валерьевны, Каменской Натальи Александровны к МБОУ «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235», администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Оловяннинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бадмаевой В.А., Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. к МБОУ «Оловяннинская СОШ №235», администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МБОУ «Оловяннинская СОШ» № при начислении заработной платы, выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки выслугу лет.
В ходе проверки установлено, что Бадмаева В.А. осуществляет трудовую деятельность в должности учителя в МБОУ «Оловяннинская СОШ» № 235 на основании трудового договора № 6 от 01.09.2017.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относится, в том числе надбавка за выслугу лет.
В соответствии с тарификационным списком Бадмаевой В.А., установлена нагрузка в размере 20 часов. Надбавка за выслугу лет составляет – 15%. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471,00 рублей исходя из которого размер 15% надбавки за выслугу лет – 1420,65 рублей.
Из расчетных листов Бадмаевой В.А. за период c 01.09.2023 по 31.12.2023 следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 1420,65 рублей.
Наряду с этим, между МБОУ «Оловяннинская СОШ» № 235 и Цагадаевой Е.В. заключен трудовой договор № 15 от 01.09.2009, по которому последняя выполняет трудовую функцию учителя.
В соответствии с тарификационным списком работнику установлена нагрузка 26,5 часов. Надбавка за выслугу лет составляет – 25%. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471,00 рублей исходя из которого размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 рублей.
Из расчетных листов Цагадаевой Е.В. за период с 01.09.2023 по 01.12.2023 года следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 2367,81 рублей.
Вместе с тем, аналогичный расчет стимулирующей надбавки за выслугу лет производился при выплате заработной платы Каменской Н.А. Так, между МБОУ «Оловяннинская СОШ» № 235 и Каменской Н.А. заключен трудовой договор №22 от 01.09.2009, по которому последняя выполняет трудовую функцию учителя.
В соответствии с тарификационным списком работнику установлена нагрузка 29 часов. Надбавка за выслугу лет составляет – 25%. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471,00 руб., исходя из которого размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 рублей.
Из расчетных листов Каменской Н.А. за период с 01.09.2023 по 01.12.2023 года следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 2367,81 рублей.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и квалификационную категорию начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
Тем самым, начисление надбавки за выслугу лет исходя из нормы часов противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Согласно произведенному расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.09.2023 по 01.12.2023 составил: при выплате заработной платы Цагадаевой Е.В. – 5 768,07 рублей, при начислении заработной платы Бадмаевой В.А. – 1 797,81 рублей, при выплате Каменской Н.А. – 11 738,90 рублей.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, полагаю необходимым возложение обязанности на образовательное учреждение производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки.
Просит взыскать с МБОУ «Оловяннинская СОШ №235» недоначисленную и невыплаченную заработной плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период 01.09.2023 по 01.12.2023 в пользу Бадмаевой В.А. в размере 1 797, 81 руб., Цагадаевой Е.В. - 5 768,07 руб., Каменской Н.А. – 11 738, 90 руб.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Оловяннинская СОШ №235» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
В судебном заседании помощник прокурора Оловяннинского района Емельянцев Е.А. требования поддержал, просил удовлетворить.
Бадмаева В.А., Цагадаева Е.В., Каменская Н.А. в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель МБОУ «Оловяннинская СОШ №235» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители администрации МР «Оловяннинский район» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав участников процесса, пришел к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
На основании части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного горда и устанавливается локальным нормативным актом организации осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
В соответствии с разделом IХ Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Едиными рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены аналогичные особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования на 2023 год.
Согласно материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании трудового договора № принята в МБОУ «Оловяннинская СОШ №» на должность учителя истории и обществознания, согласно которому работа по должности учителя является основным местом работы.
ФИО4 Е.В. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ «Оловяннинская СОШ №» на должность учителя истории, согласно которому работа по должности учителя является основным местом работы.
ФИО5 Н.А. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ «Оловяннинская СОШ №» на должность учителя математики, согласно которому работа по должности учителя является основным местом работы.
ДД.ММ.ГГГГ с работниками заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, в связи с повышением должностного оклада в размере 11366, 25 руб.
ДД.ММ.ГГГГ с работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в связи с повышением должностного оклада в размере 11934,75 руб.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Оловяннинская СОШ №», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Согласно указанному Положению, часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета <адрес> и бюджета муниципального района «<адрес>» направляется учреждениями на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.
Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25% в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования».
Данная доплата образует новый оклад.
В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб.
Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Работника учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка молодым специалистам и т.д.
Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с номами действующего законодательства.
Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно тарификационному списку на 2023 учебный год установлена учебная нагрузка, которая тарифицирована в объеме: Бадмаевой В.А. – 20 часов на 2023 в неделю, Цагадаевой Е.В. – 26,5 часов на 2023 в неделю; Каменской Н.А. – 29 часов на 2023 год в неделю.
При этом оклад Бадмаевой В.А., Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. с сентября 2023 по октябрь 2023 за норму часов в неделю (18 часов) составляет 11366,25 руб., исходя из которого Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. исчисляется размер 25% за выслугу лет 2 841, 56 руб., Бадмаевой В.А. - исчисляется размер 15% за выслугу лет 1704,94 руб.
С ноября 2023 по декабрь 2023 оклад Бадмаевой В.А., Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. за норму часов в неделю (18 часов) составляет 11934, 75 руб., исходя из которого Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. исчисляется размер 25% за выслугу лет 2983,69 руб., Бадмаевой В.А. - исчисляется размер 15% за выслугу лет 1 790,21 руб.
Из расчета заработной платы следует, что надбавка за выслугу лет начислялась: Цагадаевой Е.В., Каменской Н.А. за период с сентября 2023 по октябрь 2023 - 2 841, 56 руб., с ноября 2023 по декабрь 2023 – 2983, 69 руб., Бадмаевой В.А. за период с сентября 2023 по октябрь 2023 - 1704,94 руб., с ноября 2023 по декабрь 2023 – 1 790,21 руб..
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и соответствие занимаемой должности начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников МБОУ «Оловяннинская СОШ №», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истцов о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Так прокурором заявлен период по взысканию задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом размер недоначисленной взыскиваемой заработной платы у ФИО3 составил 1 797, 81 руб., ФИО4 Е.В. - 5 768,07 руб., ФИО5 Н.А. – 11 738, 90 руб.
Кроме того, МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» представлены расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет взыскателям, который произведен за период: с сентября 2023 по декабрь 2023г. у ФИО3 составляет 1 797, 81 руб., ФИО4 Е.В. - 5 768,07 руб., ФИО5 Н.А. – 11 738, 90 руб.
Расчет прокурора совпадает с расчетом, истребованным судом от МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», и произведен за вышеуказанные месяцы.
Суд, проверив представленный расчет прокурора и расчет МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», признает их правильными и принимает за основу решения.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1,4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания услуг государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования включает в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другу работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Требования о возложении обязанности на администрацию муниципального района «<адрес>» для выплаты невыплаченной ФИО3, ФИО4 Е.В., ФИО5 Н.А. заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения следует удовлетворить.
На основании вышеизложенного требования прокурора в интересах ФИО3, ФИО4 Е.В., ФИО5 Н.А. подлежат удовлетворению.
Требования прокурором к МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» МР «<адрес>» не заявлено, в связи, с чем оснований для удовлетворения не имеется.
Поскольку прокурор по трудовому спору освобожден от уплаты государственной пошлины, суд присуждает государственную пошлину к взысканию с ответчика МБОУ «Оловяннинская СОШ №» (неосвобожденного от уплаты государственной пошлины) в размере 772,19 руб. (19304,78*4%, но не менее 400 рублей). Сумма государственной пошлины подлежит зачислению в бюджет муниципального района «<адрес>».
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Оловяннинского района в интересах Бадмаевой Вероники Александровны, Цагадаевой Евгении Валерьевны, Каменской Натальи Александровны удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235» (ИНН 7515004930) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет в пользу:
Бадмаевой Вероники Александровны (паспорт № за период с сентября 2023г. по декабрь 2023г. в сумме 1 797 руб. 81 коп.,
Цагадаевой Евгении Валерьевны (№) за период с сентября 2023г. по декабрь 2023 г. в сумме 5 768 руб. 07 коп.,
Каменской Натальи Александровны (№) за период с сентября 2023г. по декабрь 2023 г. в сумме 11 738 руб. 90 коп.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» (ИНН 7515002604) профинансировать МБОУ «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235» (ИНН 7515004930) денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Бадмаевой Веронике Александровне (паспорт №), Цагадаевой Евгении Валерьевне (паспорт №), Каменской Наталье Александровне (паспорт №) в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с МБОУ «Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №» (ИНН 7515004930) государственную пошлину в бюджет муниципального района «<адрес>» в размере 772 руб. 19 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Набережнева