УИД 28RS0008-01-2022-000156-58 Дело № 2-166/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 24 февраля 2022 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шестопалова ВМ к администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>», возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шестопалова ВМ на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>. В результате паводка была нарушена транспортная доступность. В производстве выплат из федерального бюджета в размере 10000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности Шестопалова ВМ, было отказано по причине того, что она проживает в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, признанным непригодным для проживания в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году, и ранее являлась получателем мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Вместе с тем, распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>» введен региональный режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес> принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее по тексту – Постановление <Номер обезличен>). Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека. В связи с чем просит признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>», возложив на администрацию <адрес> обязанность включить ФИО4 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, и возложении на Министерство социальной защиты населения <адрес> обязанности выплатить Шестопалова ВМ единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – ГУ МЧС по <адрес>, администрация Ивановского сельсовета <адрес>, Министерство лесного хозяйства <адрес>, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебное заседание истица Шестопалова ВМ не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как согласно постановлению <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> выплаты единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном подтверждении: постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушений условий жизнедеятельности гражданина в результате поражающих факторов источника ЧС. При рассмотрении представленного в отношении Шестопалова ВМ пакета документов комиссией установлено, что она проживает в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, признанным непригодным для проживания в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году, а также ранее являлась получателями мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлениями <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица - администрации Ивановского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС по <адрес>, Министерства лесного хозяйства <адрес>, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, о месте и времени уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, отзыв на него, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Шестопалова ВМ с <Дата обезличена> зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>, и находилась по указанному адресу на момент введения режима ЧС <Дата обезличена>, что подтверждается справкой администрации Ивановского сельсовета <адрес>.
Распоряжением губернатора <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>» с <Дата обезличена> введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>.
Распоряжением главы администрации <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории <адрес> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» (с учетом изменений, внесенных распоряжением <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена>).
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от <Дата обезличена> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее - Правила <Номер обезличен>), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).
<адрес> принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление <Номер обезличен>).
Согласно п. 1 Постановления <Номер обезличен> пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда <адрес> оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека;
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
Согласно п. 2.2 Постановления <Номер обезличен> Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения <адрес>.
В соответствии с п. 2.3 Постановления <Номер обезличен> Министерство социальной защиты населения <адрес> на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения <адрес> - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения <адрес> о выделении средств.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
При этом в соответствии с п. 5.4. Постановления <Номер обезличен> граждане и (или) члены их семей, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году, или чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории <адрес>, наниматели и собственники которых получили меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлениями <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной; крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории <адрес>», не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении указанных жилых помещений и не подлежат включению ОМСУ в списки граждан, указанные в подпункте 4 подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> период наводнения затоплено не было, при этом была нарушена транспортная доступность.
Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории <адрес>, утвержденному <Дата обезличена> главой <адрес>, в отношении пострадавшей Шестопалова ВМ, проживающей в жилом помещении по адресу: <адрес>, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавших (<адрес>) и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, наличие и состав общественного транспорта в районе проживания пострадавших имеется, но отсутствует возможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к пострадавшим остановочного пункта.
Вместе с тем, заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от <Дата обезличена> <Номер обезличен> жилое помещение по адресу: <адрес>, попавшее в зону чрезвычайной ситуации признанным непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 года признано аварийным и подлежащим сносу.
Из справки администрации Ивановского сельсовета <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Шестопалова ВМ были оказаны меры социальной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья».
При обращении Шестопалова ВМ в администрацию <адрес> с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ей был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе во включении ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с тем, что она проживает в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, признанным непригодным для проживания в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году, а также по причине того, что она ранее являлись получателями мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлениями <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В настоящем судебном заседании установлено, что истец Шестопалова ВМ проживает в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, признанным непригодным для проживания в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году и ранее являлись получателями мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлениями <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Из буквального толкования п. 5.4 постановления <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» следует, что граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 году, которые получили меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с постановлениями <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, к числу которых относится Шестопалова ВМ, не имеют права на получение единовременной материальной помощи.
Таким образом, заявленные исковые требования основаны на неверном толковании истцом норм права и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шестопалова ВМ к администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории <адрес>», возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий