Дело № 2-1549/2023
УИД – 91RS0004-01-2023-001698-02
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Захарова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Дучеву В. о понуждении к отчуждению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации города Алушты Республики Крым Огнёва Г.И. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Дучеву В. о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1 200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения садоводства, принадлежащего на праве собственности Дучеву В., с последующей передачей Дучеву В. вырученной суммы за вычетом затрат, понесённых Администрацией города Алушты Республики Крым на отчуждение имущества, определив начальную продажную цену, равную рыночной стоимости земельного участка, установленной специализированной организацией, привлекаемой приставом-исполнителем.
Своё исковое заявление Глава Администрации города Алушты Республики Крым Огнёва Г.И. мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направил сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 200 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес> – является Дучев В., который документирован паспортом гражданина США серии №, выданным <адрес> Гражданства Российской Федерации ответчик Дучев В. не имеет. Поскольку Дучев В. не является гражданином Российский Федерации, а город Алушта Республики Крым входит в перечень территорий, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие земельные участки должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, земельный участок, собственником которого является ответчик, подлежит отчуждению. Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранными гражданами.
Истец – Администрация города Алушты Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой. От представителя истца – Гаевой Е.Я. в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ ходатайство, в котором последняя исковые требования поддержала в полном объёме, а также просила рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Дучев В. в судебные заседания не являлся, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся судебными повестками по известному суду адресу (также судом были направлены запросы в ОВМ ОМВД России по г. Алуште об адресе регистрации Дучева В., сведения об ином адресе регистрации не предоставлялись). Все конверты с судебными повестками были возвращены в суд за истечением срока хранения почтового отправления.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел данное дело при указанной явке.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск Администрации города Алушты Республики Крым подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 12.11.2019 № 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определённых условиях приобретать в собственность и в определённых пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками – постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ) – не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закреплённых, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой – в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и её охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность её территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввёл некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Согласно п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
Указом Президента Российской Федерации № 26 от 09.01.2011 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 № 26, территория муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (п. 44.12) включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учётом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка площадью 1 200 +/- 12 кв.м по адресу: <адрес>, за пределами населённых пунктов <адрес> с кадастровым номером №, является Дучеву В.. Спорный земельный участок площадью 1 200 +/- 12 кв.м принадлежит ответчику на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (эти документы представлены в копиях регистрационных дел по запросу суда).
В соответствии с информацией, представленной на запрос суда из ОВМ ОМВД России по г. Алуште, согласно базе данных Дучеву В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрации на территории Российской Федерации не имеет. Согласно информации, представленной на запрос суда из МВД по Республике Крым, в соответствии с информационным автоматизированным учётам ЕИР РМУ «ГИСМУ» МВД России Дучев В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлениями о приобретении гражданства РФ, о получении разрешения на временное проживание РФ, о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство иностранного гражданина Российской Федерации не обращался, паспортом гражданина РФ не документирован, находился на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя установленные обстоятельства, суд отмечает, что земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Применительно к данному спору принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, однако этого ответчиком Дучеву В. добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ним (за ответчиком). Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд исходя из положений ч. 2 ст. 6 ГК РФ полагает возможным применение положений ст. 449.1 ГК РФ. Порядок проведения публичных торгов регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городской округ Алушта, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации, имеющие цель – обеспечение суверенных прав Российской Федерации на все её природные богатства и ресурсы, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению, земельный участок необходимо принудительно продать с публичных торгов с последующей передачей Дучеву В. вырученной суммы за вычетом затрат, понесённых Администрацией города Алушты на отчуждение имущества, определив начальную продажную цену, равную рыночной стоимости земельного участка, установленной специализированной организацией, привлекаемой приставом-исполнителем.
Заочное решение суда в окончательной форме принято 12.01.2024.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление Администрации города Алушты Республики Крым к Дучеву В. о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения садоводства, принадлежащий на праве собственности Дучеву В., с последующей передачей Дучеву В. вырученной суммы за вычетом затрат, понесённых Администрацией города Алушты Республики Крым на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Ответчик вправе подать в Алуштинский городской суд Республики Крым заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Захаров А.В.