УИД № 14RS0010-01-2023-000522-93
Дело № 2-368/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Вилюйск | 23 октября 2023 года |
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Тихонова Е.Д.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тимофеевой М.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Героя Советского Союза Н.С. Степанова», администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
установил:
И.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тимофеева М.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им.Н.С. Степанова», администрации МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), просит возложить на ответчиков обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В обоснование исковых требований указано, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им.Н.С. Степанова» отсутствуют индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура, чем нарушаются права и интересы инвалидов по слуху, в т.ч. детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в повышении качество жизни слабослышащих людей и сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Обязанность по финансированию оснащения образовательной организации индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой возложена на администрацию МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
В судебное заседание и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тимофеева М.С. не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без участия представителя прокуратуры, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МР «Вилюйский улус (район)» Корякин М.Р. в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, указал, что исковые требования признают.
Директор МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им.Н.С. Степанова» Иннокентьев Г.В. в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, выразил согласие с иском.
Представители третьего лица МКУ «Вилюйское улусное управление образования» МР «Вилюйский улус (район)», извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки не сообщили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст.7 Конституции РФ, РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Правоотношения в сфере социальной защиты инвалидов в РФ регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», который в ч.1 ст.2 гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Кроме того, создают условия для дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
При этом к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения учреждений общего образования, воспитания.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы РФ, организаций.
В силу п.11 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пп. «г» п.4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 года № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в т.ч. наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно Уставу МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им.Н.С. Степанова» является юридическим лицом, образовательным учреждением для детей. Учредителем и собственником имущества общеобразовательного учреждения является администрация МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 3 им.Н.С. Степанова» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой не оборудовано.
Поскольку целью государственной политики в области защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры ограничивает право инвалидов на участие в гражданских правоотношениях, а также защиту их прав, нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. как учащихся - инвалидов по слуху, так и иных лиц, которые в силу законных оснований могут находиться в учебном заведении.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тимофеевой М.С. требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, указанный и.о. прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Тимофеевой М.С., суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №***** ░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №***** ░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» (░░░░ 1021400642768, ░░░ 1410004730), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) (░░░░ 1031400431402, ░░░ 1410005124) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.