43RS0026-01-2019-001331-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заочное
г. Омутнинск 14 декабря 2021 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Ситчихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-979/2021 по иску КОГУП «Облкоммунсервис» к Аввакумову Александру Геннадьевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пеней,
УСТАНОВИЛ:
КОГУП «Облкоммунсервис» обратилось в суд с иском, в котором указало, что оно осуществляет поставку коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) на территории муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района (пгт. Песковка). Аввакумов А.Г. является собственником квартиры по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ. Жилой дом является многоквартирным, с центральным отоплением, включён в схему теплоснабжения Песковского городского поселения. Отключение ответчика от центрального отопления является незаконным. 30.07.2021 мировым судьёй судебного участка №29 Омутнинского судебного района Кировской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по коммунальным платежам с ответчика, однако в связи с поступившими возражениями он был отменён. Истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с мая 2017 года по май 2021 года в размере 199870 руб. 32 коп., пени за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с 27.06.2017 по 05.04.2020 в размере 33008 руб. 69 коп. и за период с 26.02.2021 по 18.10.2021 в размере 15011 руб. 40 коп., а также расходы по уплате госпошлины и по оплате почтовых услуг.
Истец просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ответчик о времени и месте судебного заседания надлежаще извещался по месту регистрации по месту жительства, заказное письмо вернулось в связи с истечением срока хранения, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 165.1 ГПК РФ ответчик считается извещённым, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Решениями правления РСТ Кировской области №45/112-кс-2016 от 27.11.2015, №48/13-тэ-2017 от 16.12.2016, №45/157-тэ-2019 от 18.12.2018, установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей КОГУП «Облкоммунсервис» (в том числе населения) на 2017-2021 годы (л. 19-21).
Согласно Схеме теплоснабжения Песковского городского поселения на период до 2030 г., теплоснабжение жилого дома №65 по ул. Прокофьева пгт. Песковка осуществляется КОГУП «Облкоммунсервис» (л. 22-23).
Постановлением администрации Песковского городского поселения от 16.03.2015 №32 КОГУП «Облкоммунсервис» и МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» присвоен статус единых теплоснабжающих организаций от их котельных (л. 24).
Согласно справке ОВМ МО МВД России «Омутнинский», Аввакумов А.Г. с 22.10.2015 зарегистрирован в квартире по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, Аввакумов А.Г. с 07.07.2009 является собственником указанного жилого помещения (л. 17).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, проживающие в жилом помещении граждане относятся к потребителям коммунальных услуг.
Согласно акту проверки системы центрального отопления жилого помещения от 30.08.2016 (абонент Аввакумов А.Г., проживающий по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ), составленному инженером тепловой инспекции КОГУП «Облкоммунсервис», в результате проверки установлено, что система отопления подключена к тепловым сетям тепловыми вводами, узел ввода центрального теплоснабжения выполнен через АДРЕС ИЗЪЯТ (т.е. система центрального отопления проходит через данную квартиру). Демонтированы только радиаторы отопления. Внутри квартиры проходит труба центрального отопления диаметром 20 мм., труба не изолирована. Сделан вывод о том, что отключение от центрального теплоснабжения АДРЕС ИЗЪЯТ возможно при переустройстве узла ввода.
Сведений о таком переустройстве материалы дела не содержат.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил №354 (которому потребитель не вправе самостоятельно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 6 ст. 26 и ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании, выданного органом, осуществляющим такое согласование, или с нарушением проекта.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003, не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного в нем оборудования.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. №823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В материалы дела не представлены разрешительные документы на демонтаж системы отопления, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28 декабря 2009 г. №610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок»), и технических документов, основанных на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке.
Гражданин, демонтировавший радиаторы отопления, не может быть освобождён от участия в оплате тепловой энергии, поскольку остаётся потребителями тепловой энергии. Радиаторы в квартире демонтированы, но по квартире проходит труба центрального отопления, она не изолирована. Установленный нормативными актами порядок переустройства жилого помещения не был соблюдён.
Таким образом, поскольку соответствующее разрешение на переустройство жилого помещения получено не было, ответчик обязан производить оплату за коммунальную услугу централизованного отопления.
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В настоящее время вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка ЦБ РФ.
Согласно выписке из лицевого счёта (л. 9-10), представленным истцом расчётам долга и пеней, задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению за период с мая 2017 г. по май 2021 г. составляет 199870 руб. 32 коп.; начислены пени за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с 27.06.2017 по 05.04.2020 в размере 33008 руб. 69 коп. и за период с 26.02.2021 по 18.10.2021 в размере 15011 руб. 40 коп.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьёй судебного участка №29 Омутнинского судебного района Кировской области, которым с ответчика взыскивалась задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению, был отменён в связи с поступавшими возражениями должника (л. 11-12).
Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению и начисленных пеней являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном истцом порядке
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы.
При подаче иска определением суда истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения по делу. В связи с этим с истца в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2786 руб. (ранее уплаченная госпошлина при подаче заявлений о вынесении судебного приказа в размере 2893 руб. подлежит зачёту при подаче настоящего искового заявления).
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 5679 руб. Также подлежат взысканию расходы по оплате почтовых услуг при направлении ответчику копии искового заявления с приложенными документами в размере 109 руб. 50 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить.
Взыскать с Аввакумова Александра Геннадьевича в пользу КОГУП «Облкоммунсервис» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с мая 2017 года по май 2021 года в размере 199870 рублей 32 копеек, пени за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с 27 июня 2017 года по 05 апреля 2020 года в размере 33008 рублей 69 копеек и за период с 26 февраля 2021 года по 18 октября 2021 года в размере 15011 рублей 40 копеек, а также расходы по уплате госпошлины в размере 5679 рублей, по оплате почтовых услуг в размере 109 рублей 50 копеек.
Взыскать с КОГУП «Облкоммунсервис» госпошлину в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области в размере 2786 рублей.
Разъяснить ответчику право подачи судье заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения, с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Костин